Поствыборный кризис власти в Екатеринбурге

Екатеринбург 9 сентября проснулся с новым мэром. Им стал блогер, лидер фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. Мнения жителей города — и по официальным данным избиркома, и по откликам в соцсетях — разделились пополам: от полного восторга и поддержки до радикального «город превратится в дыру»

Приход к власти незапланированного кандидата (по всем раскладам победа доставалась Якову Силину, вице-губернатору Свердловской области и представителю партии власти) на первом этапе стал праздником для так называемой белоленточной оппозиции и гештальтом за поражение Алексея Навального, на втором  — победой команды городской администрации, получившей в честь эксградоначальника название «коллективный Чернецкий». В конечном счете выгодоприобретателем стал вице-мэр, «серый кардинал» Владимир Тунгусов. Столице Урала не привыкать жить в условиях управления «кланами», но в данном случае у этих лагерей проявляется близость… да-да, к лагерям. С другой стороны, город получил ту власть, к которой привык — построенную на противостоянии областной и городской администрации, живущую, собственно, только за счет этого конфликта; то противостояние и накал страстей, что стали так привычны для горожан в период работы губернатора Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. События развиваются по спирали. Как создавался новый виток — в материале «ФедералПресс».

Посмотрим, как вы запоете, когда город превратится в дыру

В Сети, где и проходила основная выборная кампания блогера-общественника, реакция оказалась кардинально разной: от эйфории до сарказма. Обсуждения
шли почти неделю без остановки: Ройзмана сравнивали с Навальным, иногородние жители поздравляли екатеринбуржцев, пока те говорили, что пора «валить из
города», вспоминая уголовное прошлое победителя и представляя уголовное будущего столицы Урала.

Больше всего ажиотажа победа Ройзмана на выборах вызвала в Москве. Его сравнивали и с проигравшим Алексеем Навальным, и с арестованным оппозиционным мэром Ярославля Евгением Урлашовым, который тоже, кстати, пользовался поддержкой Михаила Прохорова.

«Шутка дня: Евгений Ройзман избран мэром Ярославля», — писала вскоре после победы кандитата @k_vinokurova, журналистка «Газеты. Ru», выступающая в материалах за наркоборца. Спустя несколько дней после его победы она была вынуждена покинуть редакцию.

«К сожалению, Ройзман заметно хуже Навального. В том смысле, что и Навальный не идеальный человек, но уж Ройзман-то просто с мордобитными замашками»,  — размышлял в соседнем комментарии микроблогер Олег Горобцов. В ход быстро пошли пословицы и поговорки, оценивающие результаты голосования горожан: «Если Бог решает наказать, он лишает разума. Ройзман в качестве исключения только подтверждает правило», — заметил @huitter_os.

Были и совсем жесткие оценки. «Все радуются, Ройзман стал мэром. Посмотрим, как вы потом запоете, когда город превратится в дыру»,  — пророчила @kklyukovka. «Екатеринбург. К жуликам и ворам во власти добавился бандит. Полный букет», — соглашался с ней @drugoros.

Спустя неделю и восторги, и разочарования от победы Ройзмана в блогосфере утихли, оставшсь лишь в виде редких шуток. Например, после того как отопление в городе не было запущено вовремя, по городским блогам гуляла фраза: «Что поделаешь, при мэре Ройзмане батареи в Екатеринбурге нужны не для отопления». Так горожане намекали на известную практику представителей фонда Ройзмана пристегивать наркоманов наручниками к батареям отопления.

Мэр имени Тунгусова

На первом же заседании гордумы, в котором Евгений Ройзман принимал участие как избранный глава Екатеринбурга, он полностью оправдал ожидания тех,
кто предвкушал скандал. Новоиспеченный градоначальник моментально дистанцировался от думской оппозиции, пытавшейся опротестовать победу промэрских единороссов на выборах депутатов и «своей» партии «Гражданская платформа» и ее представителей в думе. Едва депутаты проголосовали по первому пункту повестки (утверждение Евгения Ройзмана собственно председателем думы), как сразу же обозначился разлад между новым мэром и его ближайшим соратником, лидером фракции «Гражданской платформы» Константином Киселевым. Тот попытался исключить из повестки заседания третий вопрос — о начале конкурса на
замещение должности сити-менеджера, заявив, что вопрос «недостаточно проработан». Но поддержки ни у коллег, ни у своего однопартийца — Евгений Ройзман,
напомним, также баллотировался от ГП — не встретил.

Следующим пунктом повестки стояло избрание вице-спикера гордумы. И тут неожиданно выяснилось, что симпатии Ройзмана на стороне выдвиженца «Единой России» Виктора Тестова. Стоит напомнить: по ряду причин кандидатура вице-спикера считается ключевой фигурой в думе нынешнего состава. Именно он будет
замещать Евгения Ройзмана в случае его отсутствия, и он же будет помогать новому мэру осваиваться в парламенте и выстраивать отношения с депутатами. Первым в списке кандидатов был заявлен ставленник «Единой России», лоббирующей интересы мэрии, Виктор Тестов. Вторым кандидатом стал Константин Киселев. Его выдвижение, как выяснилось, поставило Евгения Ройзмана в затруднительное положение. «И тот мой друг, и другой. Поэтому я воздержался от голосования»,  — пояснил он после процедуры.

Вообще, в ходе первого заседания гордумы Евгений Ройзман так рьяно отстаивал интересы администрации Екатеринбурга, что сомнений в его дальнейшей
политической линии ни у депутатов, ни у наблюдателей не осталось. Это, в частности, проявилось в ходе обсуждения состава комиссии по выборам сити-менеджера. Еще недавно оппозиционер, а теперь встроившийся в систему муниципальный служащий Евгений Ройзман последовательно голосовал за всех ставленников мэрии. Так, в состав комиссии попали вице-спикер Виктор Тестов, близкий к мэрии депутат Владимир Крицкий, председатель более чем лояльной горадминистрации Общественной палаты Александр Татаркин, руководитель горизбиркома Илья Захаров и вице-мэр Сергей Тушин, которого еще недавно в своем блоге Ройзман обзывал последними словами. Характерная деталь  — соратники и однопартийцы Ройзмана выступали категорически против этих кандидатур. Ну и последний штрих: в разделе «разное» депутатам было предложено подписать заявления о поддержке проведения в городе чемпионата мира по футболу в 2018 году. Всего за пару дней до этого Евгений Ройзман вызвал изрядный переполох, заявив, что сомневается в целесообразности его проведения: «Может так случиться, что в последний момент траты повесят на горожан. И тут нужно серьезно думать. Готовы ли мы провести четыре матча по футболу за 15 млрд руб. за свой счет? Вообще, считаю, что надо разбираться внимательно: это потенциально коррупционный проект». Спустя пару недель, на заседании гордумы Ройзман заверил, что чемпионат необходим Екатеринбургу для «дальнейшего динамического развития».

Второе заседание гордумы прошло менее драматично для поклонников непримиримого оппозиционера Ройзмана. Для своих сторонников Евгений Вадимович смог выторговать несколько руководящих постов в постоянных комиссиях.

Гораздо интереснее в этом плане стало третье заседание городской думы. Хотя после исторического рукопожатия Евгения Куйвашева и Евгения Ройзмана активное противостояние в гордуме стало сходить на нет, локальные вспышки конфликтов все-таки наблюдались. В частности, в ходе перепалки вокруг возможного исключения из состава комиссии по выборам сити-менеджера Сергея Тушина, Евгений Ройзман довольно грубо отключил микрофон депутату Олегу Хабибуллину — пожалуй, самому неприятному для вице-мэра Владимира Тунгусова депутату. «Олег Вахалиевич, ну вы уже на грани»,  — лаконично прокомментировал свои действия градоначальник.

Такую смену ориентиров Ройзмана и депутаты, и эксперты объясняют просто — слишком велико участие Владимира Тунгусова в победе Евгения Ройзмана на
минувших выборах. Действия, а точнее бездействия, главного идеолога мэрии привели к низкой явке идеологически верного электората и победе общественника.
«В процессе работы „Город“ часто вставлял штабу (Якова Силина  — прим.ред) палки в колеса  — по самым разным направлениям»,  — признается участник кампании. «Ройзман обязан Тунгусову, если бы не фактически оказанная поддержка, Ройзман мэром бы не был. Безусловно, договоренности существовали, Тунгусов поспособствовал победе Ройзмана, не сомневаюсь нисколько. Отношения у Ройзмана с Тунгусовым были налажены задолго до выборов. Они давно в политике, в бизнесе, не могли не знать друг друга, разговор шел постоянно, ситуация менялась, изначально Тунгусов не рассчитывал, что Ройзман станет мэром, потом, когда стало понятно, что у Ройзмана есть шансы, Тунгусов в эту игру решил сыграть», — считает руководитель департамента региональных программ Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов.

Здесь не умеют жить иначе Борьба Ройзмана за кресло мэра, закончившаяся победой, и стратегия его дальнейшей работы сейчас уже не выглядят столь неожиданными. Напротив, они полностью вписываются в привычную для Свердловской области концепцию противостояния областных и городских властей, которая тянется со времен работы Аркадия Чернецкого мэром, а Эдуарда Росселя  — губернатором: борьба за землю, рынок недвижимости и торговли, финансовые потоки и налоги, за статус «хозяина города». Это война, в которой не было победителя: попытки губернатора поставить «своего» мэра, как и мэра сесть в кресло губернатора, закончились ничем. Но со временем расклад сил поменялся: двухкратная смена главы региона значительно ослабила его команду, в то время как Екатеринбург сохранил костяк «коллективного Чернецкого» (потеряв из ключевых персон разве что вице-мэра по строительству Владимира Крицкого, который ушел в бизнес и Виктора Контеева  — он обвиняется в организации двух убийств и контракт с ним прекращен).

Попытки многочисленных политологов предугадать секрет успеха Ройзмана и анализ причин голосования за блогера, проведенный после его победы, показал что его электорат оказался крайне размыт. Были его идейные стоонники, блок людей, которые выбирали его «по приколу», тех, кто голосовал «за кого угодно, кроме «Единой России». Но ключевой момент, пожалуй, все же другой — сторонники нового мэра, среди которых наиболее раскрученный Михаил Прохоров занимает крайне скромные позиции. Главным сторонником Евгения Ройзмана стал, собственно, вице-мэр Владимир Тунгусов, который, по неофициальным рассказам высокопоставленных единороссов, фактически саботировал кампанию по продвижению ставленника партии Якова Силина.

Поддержка Владимира Тунгусова в этой ситуации объясняется просто: ему выгодно противостояние одиозного общественника и региональных властей (с которыми «серый дом», не без участия полпреда Игоря Холманских, формально заключил перемирие). При этом лояльный мэр для «серого кардинала» означает сохранение основных персон, а вместе с ними группировок и кланов, на своих постах. Это подтвердил и Ройзман, сказав что не видит причин менять команду, и сохранение в должности даже действующего ситименеджера Александра Якоба — человека, в лояльности которого сомневаться не приходится.

После победы «серый кардинал» мэрии стал главным протеже нового мэра, а Ройзман — исполнителем его идей, что хорошо заметно по первым заседаниям гордумы. Соратник дорого обошелся бывшему оппозиционеру — ценой собственного мнения. Но в этом смысле Евгению Вадимовичу не привыкать: он заранее объявил, что готов работать с кем угодно, забыть любые обиды. А как показывает практика — и собственные слова: чего стоит хотя бы отказ от критики губернатора, которую он вел в блоге. После победы Евгений Ройзман заявил: «Я не критиковал, я просто понимаю, где и что происходит. Я профессионал, у
меня есть свое мнение».

Екатеринбург сделал выбор, получив в результате, власть, готовую к войне  — по любому поводу и ради любой цели. Тут не умеют жить иначе.