Александр Ильтяков: Инновации – это стиль построения экономики

Мясоперерабатывающий комбинат «Велес» – пожалуй, самое передовое предприятие агропромышленного-комплекса Курганской области. Основатель предприятия, ныне депутат Государственной Думы РФ, Александр Ильтяков уверен: любое сельхозпредприятие области может быть прибыльным, если использовать в работе современные методики. «Без наукоемких технологий и грамотного подхода к земле будущего у нас нет», – утверждает Александр Ильтяков.

От частного цеха к всероссийской известности

Мясокомбинат «Велес» ведет свою историю с «лихих 90-х». Когда все вокруг усиленно занимались разборками, приватизацией и перепродажей, братья Александр и Дмитрий Ильтяковы с армейским другом Дмитрием Кашириным взяли в аренду колбасный цех местного РайПО в селе Частоозерье. Колбасу делали вручную четыре работника – и организаторы в их числе. Cегодня «Велес» – одно из крупнейших предприятий Урала и Западной Сибири по переработке мяса. Комбинат называют законодателем мод в производстве колбас и деликатесов на территории не только региона, но и в целом Российской Федерации.

Александр Владимирович, инновация для вас — это модное слово или действующий инструмент в создании производства? Какие методы и технологии, применяемые в «Велесе», можно назвать инновационными?

Для меня инновация не модное слово, а стиль построения экономики в глобальном понимании. Без внедрения новых технологий, без научной работы и обоснований будущее построить невозможно. Сегодня «Велес» можно назвать поистине инновационным и прогрессивно развивающимся. За последние годы работы предприятие, максимально уделяя внимание качеству и экономическим показателям, приобретало лучшие образцы мясоперерабатывающей техники известных мировых производителей мясной индустрии. Благодаря современным методикам и технологическим разработкам, предприятие растет и диверсифицируется. А это положительно сказывается на качестве жизни в целом: увеличивается заработная плата работников, повышается благосостояние села.

Есть ли в «Велесе» подразделение, которое занималось бы разработкой и внедрением новых технологий и устройств для производства? Как вообще выстраивается процесс внедрения новых технологий: это чаще закупаемые за рубежом технологии или созданные за счет собственных сил?

Конечно, у нас есть свой отдел идейных сотрудников (технологи, инженеры и др.), и каждый имеет право на предложение, эксперименты, на проработку своей задумки. Но мы очень широко применяем опыт наших давних, зарубежных партнеров, технологов и просто старинных друзей.

На днях вы ввели в эксплуатацию новый комбикормовый завод. Он рассчитан на обслуживание исключительно «ВЕЛЕСА» или также на сторонние животноводческие хозяйства? Есть ли сейчас потенциальные потребители продукции завода помимо «ВЕЛЕСА»?

Комбикормовый завод, который был успешно введен в строй в течение года, будет производить 7 тонн готового продукта в час. Для нас одних это, конечно, много. Мы рассчитываем обслуживать всю территорию Курганской области: годовая производительность завода рассчитана на 2,5 млн голов. Потребителей пока немного, но и завод запущен только 15-го июня. Пока шел процесс наладки, мы не торопились с договорами на сбыт. Но это дело наживное. Главное, чтобы было стабильность и качество готового продукта, тогда и потребители поймут выгоду от использования рациональных, сбалансированных кормов.

Какие технологии применяются на этом заводе?

Технологии, используемые на новом производстве, мы заимствовали в Голландии и Германии. При этом мы покупали не просто «железо». В первую очередь мы вкладывались именно в знания: технологии, последние научные достижения в сфере производства кормов. Теперь наша задача — дать старт без каких-либо ошибок и погрешностей. И, не покладая рук, трудиться и совершенствовать свои знания и наработки.

Каждый должен заниматься своим делом, но пока так не получается

Сейчас «Велес» представляет собой агропромышленый холдинг замкнутого типа. В структуре есть собственный свиноводческий комплекс, перерабатывающее производство, фирменные магазины. Однако Александр Ильтяков говорит о том, что холдинговая структура – вынужденная мера.

В вашем холдинге есть свиноводческий комплекс. Но в состав колбас и других изделий входит также говядина и мясо птицы. Где берете это сырье? Есть ли в ваших партнерах российские поставщики говядины? Планируется ли в дальнейшем создание в структуре холдинга собственных хозяйств, где будут выращиваться КРС или птица для мясоперерабатывающего производства?

Предприятие сегодня получает необходимое сырье (говядина 30%, курица 85%) от отечественных производителей, остальное — зарубежное сырье международных известных поставщиков. В будущем также планируется укреплять отношения с отечественными поставщиками, и будет проработан вопрос о собственном подразделении холдинга, которое займется выращивание крупного рогатого скота.

А сельзохугодья, поля для выращивания кормов вы планируете приобретать?

Не только планируем, но и уже приобретаем — для небольшого запаса кормовой базы.  Но только в том количестве, чтобы можно было выносить на них органику от жизнедеятельности животных, без какого-либо ущерба для экологии.

Какие преимущества дает вам холдинг?

Изначально мы не ставили себе целью выстроить всю цепочку, что называется, от поля до прилавка. Просто получается так, что выполнять поставленную задачу — развивать производство — необходимо, а хозяйств, дающих стабильное качество, вокруг не так много. При этом времени для разъяснения ситуации и перспектив тоже не хватает. Поэтому и приходится строить такой мощный холдинг, в котором все будет подчинено одному управляющему и координирующему действия лицу. Так что преимущество от работы холдинга только одно – жесткая вертикаль подчинения и своевременное выполнение задач, устанавливаемых одним лицом.

На открытии завода первый заместитель губернатора Курганской области Сергей Жданов говорил, что в восточной зоне Курганской области может появиться мощный мясопродуктовый кластер. Судя по вышесказанному, вы разделяете его точку зрения?

На мой взгляд, каждый должен заниматься профессионально своим делом, работать в своем направлении. А затем все эти профессиональные предприятия, коллективные хозяйства, сообщества должны быть объединены на взаимовыгодных условиях в общую систему жизнедеятельности – по кооперации. Только так можно достичь максимальных экономических показателей.

Конечно, в будущем «Велес» не будет работать в одиночку Пока мы развиваем хозяйства в Частоозерском районе, выстраиваем сотрудничество с теми руководителями, которые думают на перспективу. Затем мы будем вовлекать в деятельность другие близлежащие территории.

Земле нужен хозяин

Курганская область традиционно считается сельскохозяйственным регионом. При этом в числе «богатых» территорий ее не называют. По мнению Александра Ильтякова, это только пока.

Александр Владимирович, как с вашей точки зрения следует развиваться области?

Наш регион приоритетно является аграрным. И я уверен, что у Курганской области другого пути быть не может: нам действительно необходимо постараться стать кормильцем всего Урала. Тем более, что у нас есть для этого все необходимое – толковые, серьезные сельхозтоваропроизводители, сельскохозяйственная академия, научные разработки, земельные угодья, наиболее благоприятные погодные условия из всего федерального округа.

Другое дело, что многие руководители существующих сейчас сельхозпредприятий не понимают своих преимуществ, продолжают гадать – получится или не получится поднять АПК. Тем самым теряя золотое время подъема, рывка, становления. Вот это пассивное настроение нам и мешает больше всего. Мы все ждем, что кто-то добрый придет и за нас работу выполнит, но не задумываемся, что никому земля наших предков не нужна, кроме нас самих. Как только люди перестанут заниматься в блогах критиканством, перейдут от слов к делу, так сразу мы и вылезем из состояния заскорузлости и трясины. Сейчас как получается? Приходит ко мне на прием фермер и жалуется: вот, мол, засуха, опять неурожай, государство не помогает. А это ведь не инвалид передо мной сидит, чтобы ему помогать. Это, между прочим, мой учитель в сельском хозяйстве, уважаемый в регионе человек. Задал ему пять вопросов по грамотной обработке земли, на которые фермер ответил, что это все глупости и делать этого вовсе необязательно. И как с таким подходом дело делать? Он  – хозяин, но во всех своих бедах винит других, сам палец о палец не соизволил ударить, науку отбросил, все на русское «авось».

Какую роль в процессе вывода АПК страны из того состояния, в котором он сейчас находится, должны играть инновационные разработки и методы ведения хозяйства?

Так же, как и в любом другой отрасли современной экономики, село нуждается в прогрессивном, автоматизированном, механизированном, малотрудозатратном подходе. Без наукоемких технологий и грамотного подхода к земле – будущего нет. Если мы, как и раньше, по старинке будем подходить к сельхозпроизводству, то можно и не начинать: все будет впустую.

Многие эксперты говорят о том, что вступление России в ВТО негативно скажется на АПК страны. Каково ваше мнение?

На мой взгляд, эксперты абсолютно правы: ВТО может сыграть не просто отрицательную, а, скажу больше, разрушающую роль, если мы не начнем наконец-то работу на земле. У нас есть мощнейший потенциал, не имеющий аналогов в мире. Имя ему – земля, леса, пресная вода. Вот только мы используем все это с ленцой и не полностью, все сидим и ждем манны небесной, которой никогда не будет без нашего самоотверженного труда. Необходимо уходить от сырьевой экономики, а срочно заниматься глубокой переработкой сырья и производить продукт с высокой добавленной стоимостью, при этом основываться не на количестве, прежде всего, а на качестве выпускаемого продукта.

ВТО – это не помощь извне, это конкуренция на равных. Вступая в ВТО, мы сделали последнее предупреждение своему бизнесу, который, зарабатывая деньги здесь, выводит их за пределы нашей страны. Надо вкладываться в развитие производства. А у нас что? Многие предприниматели до сих пор работают на морально и физически устаревшем оборудовании, никак его не модернизируя, но при этом имеют дорогие авто и престижные апартаменты.

Конечно, есть и прогрессивные, предприимчивые люди, которые на первых шагах сами впроголодь жили, но нарабатывали задел для своего бизнеса. Вот этих никакое ВТО не напугает, а наоборот, поможет в развитии.

Сейчас ваша компания — судя по публикациям в прессе — очень зависит от вас, как от лидера. Возможно ли успешное развитие «Велеса» без вашего участия?

Сегодня я не могу лично руководить предприятием «Велес», так как являюсь депутатом Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания VI созыва. Но когда я шел на выборы в 2011-м году, я обещал моим избирателям, землякам- зауральцам, что буду заниматься развитием производства и сельской территории в целом. Эти обещания естественным образом были построены на договоренностях с моими единомышленниками, основателями предприятия, и они, поддерживая мою позицию, воплощают сегодня наши совместные проекты в жизнь. Кроме того, сегодня, помимо основной сферы деятельности, я занимаюсь научной работой в области мясоперерабатывающей промышленности, провожу исследования, отрабатываю новые идеи и испытанные образцы внедряю в жизнь своего чада.

Конечно, человеческий фактор важен всегда. Но за время моей работы на производстве удалось выстроить автономный процесс управления, воспитать поколение профессиональных сотрудников, истинных патриотов своего дела, производства, села и общества. Эти люди не хотят обратно в нищету, они увидели свет и почувствовали за много лет себя хозяевами своей земли, а это дорогого стоит.

Находясь в стенах Государственной Думы и уже не участвуя в управлении напрямую, я вижу со стороны, как у них здорово получается, радуюсь, а порой задумываюсь – может быть, я в чем-то был препятствием для столь творческой и деловой активности сегодняшнего руководства? Мне кажется, без моего участия управление не просто эффективно, а даже и более совершенно.

Надо давать больше места инициативе других и уметь выстроить конструктивные отношения в коллективе, тогда не будет проблем и переживаний по поводу устойчивого развития. Я думаю, что те, кого я воспитал, не могут меня подвести, ведь дороже веры быть ничего не может. А они стремятся оправдать доверие, человеческое отношение. И поверьте – не деньги главное.

Вопросы Павел Овсянников