ФедералПресс №47

Мы пойдем другим путем

То, что сейчас происходит с логистикой в России, отчасти напоминает прокладывание нового «пути из варяг в греки», о котором хотя бы раз слышал даже школьник. Некоторые историки называют этот древний транспортный коридор одной из самых странных тысячелетних загадок истории. Археологические, климатологические и другие исследования показывают, что водный маршрут от Балтики до Черного моря объективно был невозможен. Как, в принципе, многое в российской истории. Кажется невозможным, однако случается.

Сегодня мы также заново конструируем торговые маршруты, открываем иные механики взаимодействия с партнерами, ищем короткие пути. В условиях 13 тысяч ограничений, наложенных в общей сложности в отношении физических лиц, компаний, транспортных средств и самолетов страны, внешнеторговый оборот РФ в 2022 году составил 850,5 миллиарда долларов. Это на 8,1% больше, чем в 2021 году. Партнером номер один для России стал Китай, а Турция — главным транзитным хабом. Объем внешнеэкономической деятельности с Индией увеличился в три раза, до 39 миллиардов долларов. Товарооборот с Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами вырос на 15% и 68% соответственно. Чем не новая вариация пути из варяг, но уже в персы?

В этом номере мы вместе с экспертами подробно разбираем тренды в новой российской логистике, обсуждаем перспективные маршруты, в том числе «Север — Юг», к которому Россия поступается уже добрых два десятка лет. В интервью с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом мы поговорили о Северном морском пути, отдельно обсудили с экспертами внутреннюю транспортную инфраструктуру. Большой текст посвятили бондовым складам, на которых бизнес может хранить товары из других стран без ограничений по времени, прохождения таможенных процедур и уплаты налогов. Первый такой уже открыт в Казани. Разумеется, не могла наша редакция обойти тему строительства трассы М12. В этом номере подробно рассказываем, как она повлияет на экономику и бизнес.

Если честно, исходя из тех открытий, которые мы сделали для себя, и цифр, полученных по итогам 2022 года, создается абсолютно ясное ощущение, что при сохранении динамики новая российская логистика способна существенно перекроить карту всех мировых торговых маршрутов.

Надежда Плотникова,
Шеф-редактор издательской группы «ФедералПресс»