Рейтинг стратегически значимых предприятий УрФО

Перечень стратегически значимых предприятий России, опубликованный Министерством экономического развития РФ в 2015 году, вызвал большой интерес в СМИ и экспертном сообществе. Четыре года, прошедшие с тех пор, могли внести немало изменений в схемы отечественной экономики. В связи с этим в Институте стратегических коммуникаций и социальных проектов было принято решение подготовить совместно с РИА «ФедералПресс» серию публикаций по округам страны, чтобы сделать доступной информацию о главных предприятиях России.

В нашем третьем исследовании мы сравниваем отдельные экономические и социальные показатели наиболее значимых предприятий Уральского федерального округа, деятельность которых, с одной стороны, вносит вклад в построение независимой реальной экономики всей страны, а с другой — обеспечивает достойный уровень жизни непосредственно в регионах присутствия. Напомним, что в первом рейтинге рассматривались предприятия Поволжья, а во втором — Сибири.
Данным проектом мы вносим свой вклад в поддержку стратегически значимых предприятий регионов России. Тех предприятий, которые в своей деятельности не только ориентируются на получение конечной прибыли, но и реализуют социально значимые стратегии и внедряют новые современные технологические подходы, способствующие развитию своей отрасли и в целом экономики регионов РФ.

Методика составления рейтинга
Под стратегически значимым предприятием мы понимаем предприятие, являющееся незаменимым элементом механизма экономики и одновременно выступающее гарантом социально-экономической стабильности региона и локомотивом развития местной инфраструктуры.
Составление рейтинга стратегически значимых предприятий СФО проходило в несколько этапов. На первом этапе мы определили список из 96 предприятий, опираясь на данные органов государственной власти, профильных некоммерческих организаций и статистики по предприятиям округа. При этом мы осознанно не включали компании, занимающиеся торговлей, ориентируясь только на предприятия производственной и добывающей сферы, а также оказывающие услуги в транспортной отрасли. Из их числа мы отобрали 35 компаний, имевших наилучшие экономические показатели, а также попавших в список стратегически значимых предприятий Министерства экономического развития РФ.
На втором и третьем этапе мы определили перечень критериев для анализа, который актуализировали после оценки возможных источников информации. В итоге в рейтинге представлены следующие критерии: объем реализации продукции/услуг; преимущество от практики импортозамещения; уникальность и конкурентоспособность продукции/услуг; доля экспорта; влияние на рынок труда; социальная ответственность; значимость для территории базирования; вклад в развитие социального комплекса и инфраструктуры; реализация стратегии защиты окружающей среды на предприятии. По каждому критерию были проанализированы открытые данные, в частности, сайты компаний, сообщения в СМИ, специализированные ресурсы, годовые отчеты компаний, отчеты государственных и надзорных ведомств.
Четвертый этап представлял собой сбор экспертных оценок. Был сформирован экспертный совет, состоящий из независимых экономистов, обозревателей, представителей общественных организаций. Наши эксперты ответили на несколько вопросов, которые позволили на основе их оценок определить следующие показатели: выгода от практики импортозамещения, уникальность продукции, социальная ответственность предприятия, значимость предприятия для территории присутствия, вклад в развитие региональной инфраструктуры и выполнение обязательств по защите окружающей среды. Итоговые показатели по данным критериям были скорректированы с учетом найденных объективных данных (например, нарушения предприятий по данным Росприроднадзора). Одним из итогов третьего этапа стало исключение из рейтинга компаний, деятельность которых была не оценена экспертами вообще, в частности, по причине неизвестности компаний. Также были исключены предприятия, представляющие ту же отрасль, что и компании, получившие более высокие оценки (два схожих по итоговому продукту предприятия оставались, остальные — исключались). Таким образом остались 20 компаний.
Во время пятого, итогового, этапа все данные и оценки были собраны и подверглись обработке. Так как все показатели по критериям имеют неодинаковую размерность, нами был использован метод линейного масштабирования, который позволил привести все показатели к единой системе измерения. Показатели были объединены в четыре группы, каждая из которых оценивалась по пятибалльной шкале (от 0 до 5 с шагом в одну сотую). Сумма этих четырех оценок и является основным рейтинговым показателем.

Итак, четырьмя основными оценками стали:
Баланс.
Один из ключевых экономических показателей предприятия, демонстрирующий размер активов и собственного капитала, по сути — размер компании, выраженный числом (в рублях). Для нашего рейтинга мы перевели числа, измеряемые в рублях, в баллы по логарифмической шкале. Этот показатель выделен в отдельную группу, так как несомненно, что чем крупнее предприятие, тем большее значение оно имеет.
Финансовая стабильность.
Для получения оценки в этой группе мы учитывали мнение экспертов, но в основном опирались на данные из открытых источников — размер чистой прибыли предприятия (на 2017 год), динамику прибыли предприятия (разница между прибылью в посткризисные 2016 и 2017 годы по сравнению с показателями двух предыдущих лет), а также суммарную величину исков к предприятию в арбитражных судах за последние три года.
Интегрированность в государственную экономику.
В эту группу вошли экспертные оценки преимущества от практики импортозамещения, уникальности и конкурентоспособности продукции/услуг, была повышена оценка предприятиям с высокой долей экспорта. Также на оценку влияла структура собственников компании — мы повысили оценку предприятиям, которые полностью или частично принадлежат государству (как Российской Федерации, так и отдельным регионам), и понизили оценку компаниям, которые принадлежат иностранным компаниям. Оценки тех компаний, которые принадлежат частным лицам, остались без изменений (использовались данные ЕГРЮЛ и Росстата).
Социальная ответственность.
Эта оценка составлена из оценок экспертов по вопросам влияния на рынок труда, значимости для территории базирования, вкладу в развитие социального комплекса и инфраструктуры, реализации стратегии защиты окружающей среды на предприятии и наших собственных оценок по открытым данным, касающимся размера заработной платы и динамики количества сотрудников.
Таким образом, выражаясь нестрогим языком, для того чтобы занять в нашем рейтинге высокое место, предприятие должно быть крупным, коммерчески успешным и надежным, приносящим пользу государству и проводящим разумную социальную политику.

Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов