Первая годовщина нацпроектов: что сделано и что тормозит масштабное развитие экономики и социальной сферы России

Национальные проекты, о которых президент России Владимир Путин объявил год назад, перешли в практическую плоскость. Настало время проверить точность прогнозов и расчетов разработанных программ по приоритетным направлениям, выявить проблемные точки и консолидировать усилия власти, бизнеса, да и всего общества для достижения поставленных целей. Насколько Россия готова к прорыву и что тормозит движение, расскажем в материале «ФедералПресс».

«Денег не просите»
Год назад, когда Владимир Путин в своем майском указе назвал приоритетные направления развития страны, о масштабах предстоящей работы оставалось только догадываться. С подачи президента в обиход чиновников и парламентариев вошло слово «прорыв». Прорыв — то, к чему и должна привести реализация национальных проектов.

В течение года были разработаны программы по всем приоритетным направлениям. Правительство заявило о том, что изыскало средства на воплощение в жизнь намеченных планов. Однако губернаторы с этим не согласны. По словам вице-спикера Совета Федерации Евгения Бушмина, в некоторых случаях «получается совсем не то, что ждали или просили на входе». «Соглашение [с Минфином] подписано, но в итоге региону нужно потратить денег больше, потому что Федерация приказала за копейку построить шикарную школу. Пока не будет материальной заинтересованности региона, ничего не получится. Региону нужно давать доходы, нельзя ему давать субсидии, дотации», — заявил Бушмин.

Наглядные примеры привели сами главы регионов. Так, губернатор Рязанской области Николай Любимов считает, что объем софинансирования со стороны субъекта в действительности оказывается выше заявленных 3 %. «И эти средства дополнительно изыскать мы просто не можем. Мы не достигнем целей при таком софинансировании», — считает Любимов.

Впрочем, у министра финансов России Антона Силуанова на этот счет совершенно противоположное мнение — деньги, по его словам, есть. «Денег больше не будет, — сказал как отрезал Силуанов губернаторам на полях Петербургского экономического форума (ПМЭФ-2019). — Государство приняло меры. Вопрос не денег, а тех решений, которые должны принять руководители регионов. Необходимо принять меры по улучшению работы бизнеса. Многое решается деньгами. Но нам нужно руководствоваться теми ресурсами, которые есть. Мы ждем от губернаторов предложений, как это сделать. Заявления «дать дополнительно денег» не принимаются».

Показатели — на доработку
Но если денег дополнительных не предвидится, то губернаторам хочется хотя бы показатели привести в порядок. И в этом их поддерживают эксперты. Как считает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау, в нацпроектах «слишком много процессных показателей, а не результирующих». «По нашим данным, примерно четверть показателей — о том, сколько предприятий надо вовлечь, сколько людей должно зарегистрироваться, — отмечает Мау. — Мне кажется, что часть вопросов ушла бы, если бы мы все эти промежуточные вещи почистили, ориентируясь на [конечный] результат».

О некорректности показателей говорят, как уже отмечалось, и в губернаторском корпусе. Скажем, нацпроект по демографии. По словам врио губернатора Липецкой области Игоря Артамонова, это «очень сложный проект». И волевыми методами показателей по нему не достичь. Нужно понимать, почему люди боятся рожать. «Они не уверены в своем будущем. Они не уверены, что будут выходить на определенный уровень дохода», — пояснил Артамонов.

Вместе с тем вице-премьер Татьяна Голикова заявляет, что фиксируется рост количества выплат при рождении детей. С одной стороны, это косвенно свидетельствует о том, что россияне готовы рожать, с другой, статистика свидетельствует о том, что пока рождаемость не перекрывает смертность. По мнению Голиковой, какие факторы влияют на повышение рождаемости, на желание людей иметь детей, позволит ответить уже первый год реализации нацпроектов.

Кроме того, очевидно, что нельзя стричь все регионы под одну гребенку, — показатели для субъектов должны быть разными. В пример Татьяна Голикова привела нацпроект по здравоохранению и задачи по снижению смертности. «Чтобы задача была решена, мы должны в первый год на качественно новом уровне провести профилактические осмотры и диспансеризацию, чтобы понять, с каким уровнем и с какой структурой заболеваемости мы имеем дело. Каждый регион имеет разную структуру заболеваемости. Общими решениями эту структуру не отрегулировать. Каждому региону нужно свое решение», — заявила вице-премьер.

В то же время Голикова категорически против изменения показателей. «Трудно всем. Но нужно заниматься, — резюмировала она. — Мы не должны заниматься корректировкой только сформулированных показателей».

Шестилетка для всех
Федеральное правительство, разработавшее и, собственно, ответственное за реализацию национальных проектов, настаивает на вовлечении в этот процесс всех институтов — это касается и властей разного уровня, и бизнеса. Как объясняет эту позицию первый вице-премьер, глава Минфина Антон Силуанов, «без вовлечения предпринимателей не будет роста инвестиций, рабочих мест, а соответственно, не будет и всего остального». Осталось лишь «сделать так, чтобы эта система быстрее работала».

Но если у чиновников выбора нет и они обязаны заниматься нацпроектами, то бизнес вправе для себя решать, включаться в эту работу или нет. Антон Силуанов считает, что для активного вовлечения предпринимателей «на региональном уровне можно сделать больше для создания благоприятного инвестиционного климата». Одним словом, губернаторы должны создать «комфортные условия» для бизнеса.

Министр экономического развития России Максим Орешкин по-своему обозначил задачу. Он считает, что «не бизнес должен участвовать в нацпроектах, а нацпроекты должны создавать платформы, на которых бизнес смог бы реализовывать свои проекты».

О каких условиях идет речь, отчасти ответил на ПМЭФ президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: «Бизнес особо льгот не просит. Одна из самых главных просьб бизнеса — это стабильность и предсказуемость фискальной, налоговой, административной и иной нагрузки. Мы за то, чтобы упорядочить льготы для бизнеса и чтобы в силу норм закона предсказуемость была выше».

Шохин прямо сказал то, о чем нередко чиновники забывают: для бизнеса нацпроекты — это не благотворительность. И власти всех уровней не должны об этом забывать. Поэтому на старте реализации нацпроектов чиновникам нужно подумать о том, как заинтересовать предпринимателей, как сделать нацпроекты привлекательными для бизнеса.

Инвестиции в будущее
Ничего предосудительного в вовлечении бизнеса в реализацию нацпроектов, собственно, нет. Это обычный механизм государственно-частного партнерства, широко используемый во всем мире. Но, как говорит генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, нужно хорошо понимать, где принципы ГЧП могут эффективно сработать. «Часть средств надо, чтобы государство инвестировало само в те проекты, куда невозможно привлечь инвесторов, например, в строительство стратегических объектов. Часть проектов и так доходны, туда надо привлекать инвесторов без поддержки государства. Посередине есть пласт малодоходных проектов. На них государство должно дать 20–40 % господдержки, чтобы 60–80 % средств пришло от иностранных инвесторов, которые вложились бы и развили свой бизнес, — предлагает Дмитриев. — Государство должно давать ровно столько поддержки, чтобы минимизировать свои вложения и чтобы инвесторы могли получать минимальную доходность. Тогда будет все более контролируемо и правильно».
Реакция на бизнес у чиновников, правда, совершенно разная. Глава РФПИ говорит, что одни федеральные министерства прекрасно понимают важность развития государственно-частного партнерства и сами пытаются искать инвесторов и вовлекать их в реализацию нацпроектов. Другие же отталкивают бизнес и закрывают информацию о нацпроектах — такой подход, считает Дмитриев, «закончится неэффективно». «Важно, чтобы инвесторы были мотивированы, — считает глава РФПИ. — Каждый вносит свою лепту в нацпроект. Это не вопрос 300 млрд долларов, которые можно потратить. Это вопрос того, чтобы они были потрачены созидательно и эффективно».

В целом ситуация складывается достаточно благоприятная. Это касается как российских, так и иностранных предпринимателей. По мнению спецпредставителя президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, «иностранный инвестор охотно вкладывает в нашу инфраструктуру, потому что видит перспективы и прибыль».
Причем речь о предпринимателях не только из дружественных государств, но и из США. Президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко уверяет, что члены Американской торговой палаты в России «будут участвовать и будут инвестировать». То же самое говорит генеральный директор Суверенного фонда Франции Bpifrance Николас Дефурк, по словам которого, бизнес придет туда, где «есть свободный предприниматель».

Президент турецкой Ronesans Holding Эрман Ылыджак уже на Петербургском экономическом форуме в июне заявил о готовности участвовать в реализации нацпроектов. «Мы поняли, что в сфере здравоохранения мы можем привлечь много иностранных инвесторов, и мы верим, что можем поучаствовать в преобразовании здравоохранения. Мы можем изменить всю отрасль», — заявил бизнесмен.

Для любого бизнеса (будь то отечественная компания, будь то иностранный инвестор) важны три фактора, отмечает генеральный директор ООО «ВиХолдинг», доктор математических наук, профессор Российской академии наук Карима Нигматулина. «Первый фактор — это укомплектованный проект, который готов к инвестициям. <…> Второе направление — это команда, способная для реализации, третье — это масштабные и долгосрочные инвестиции, которые понимают и видят эту перспективу», — считает Нигматулина.

Ну а самое главное — это доверие. Доверие между государством и бизнесом, государством и обществом, что вообще можно считать одной из основ успешной реализации нацпроектов.

Говорить с народом
Глобальная цифровизация, с одной стороны, призвана облегчить и разнообразить жизнь современного человека, с другой, несет опасность, прежде всего информационную. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отмечает, что люди нередко получают сильно искаженную информацию. И вместо рассказа о том, что уже сделано, распространяются слухи о том, что «у вас что-то в очередной раз отнимут, что-то недоплатят и т. д.». «Национальные проекты запущены — это главное достижение этого года. Чтобы они дали результат и чтобы этот результат почувствовали люди — вот что самое важное. Важно научиться слышать друг друга — власти, бизнесу, населению», — заявил Макаров.

Вот поэтому чиновникам предстоит развивать коммуникации с жителями своих регионов и населенных пунктов, рассказывать и объяснять суть нацпроектов. Вице-премьер Татьяна Голикова прямо говорит: «Нужно идти в народ». «Губернаторы, мэры городов должны выполнять этот функционал, потому что очень важно правильно донести эту информацию, — считает Голикова. — Иногда нужно просто выслушать и, возможно, скорректировать свои решения, для того чтобы они действительно были направлены на конкретного человека, имели соответствующий эффект».

Екатерина Лазарева