Пермский стиль: «сжатая пружина» неторопливого города
Говорят, когда-то свердловские большевики присвоили Перми статус «старой саботажницы» – за встречу Колчака хлебом-солью, извечную местную неторопливость в делах и не слишком активное участие в революционных событиях. Та Пермь не была заводской – скорее, торговой, купеческой, и даже «образовательной», ведь именно сюда перенесли в 1916 году Тартусский университет, и решающее значение здесь явно имело слово местных коммерсантов.
Сегодня Пермь все так же «нетороплива», но это скорее плюс, чем минус – химическая промышленность, наука, энергетика и высокотехнологичное машиностроение, эти столпы экономики города не терпят суеты.
Пермь промышленная
Одной из основ экономики Перми являются предприятия пермского моторостроительного кластера. В «лучшие» времена на этих предприятиях и в смежных производствах работало порядка трети всего трудоспособного населения столицы Западного Урала. Пермским моторостроителям пусть и не без потерь, но все же удалось относительно благополучно пройти сквозь «бурные» 90-е годы прошлого века. Не последним фактором, позволившим преодолеть этот период, были заказы от нефтяных и газовых корпораций – газотурбинные установки, газоперекачивающие агрегаты, созданные на базе авиационных двигателей, стали настоящим спасением для моторостроителей. Да и по сей день этот источник дохода является хорошей «подушкой безопасности» для пермских моторов. Сегодня основными предприятиями моторостроительного кластера являются ОАО «Протон-ПМ», ОАО «Пермский моторный завод» (ПМЗ) и ОАО «Авиадвигатель». Все предприятия находятся в собственности Российской Федерации.
Химическая промышленность во всех ее проявлениях составляет едва ли не основной «столп» экономики города – в Перми производится все: от стирального порошка до солярки для парижских заправок. Одним из крупнейших представителей пермского химического кластера является ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» – наверное, лучший нефтеперерабатывающий завод ОАО «НК «Лукойл». Вторым «топовым» химпредприятием является ОАО «Минеральные удобрения» Дмитрия Мазепина, третьим – ООО «Сибур-Химпром». Все предприятия демонстрируют устойчивый рост и на кризис вроде бы не жалуются.
Пермь (как и Пермский край в целом) является «энергоизбыточной территорией». Во многом эти показатели достигаются благодаря наличию в Перми Камской ГЭС (собственник – ОАО «РусГидро»). Суммарная мощность станции составляет 534МВт. Кроме того, в Перми находится ряд ТЭЦ с относительно мощным, современным оборудованием. Собственником этой части «энергетического пирога» является КЭС-Холдинг Виктора Вексельберга.
Пермь традиционно является и одним из центров оборонно-промышленного комплекса России. Основным представителем этого комплекса является ОАО «Мотовилихинские заводы» (контролируются госкорпорацией «Ростех»). Дела у этого предприятия, если верить отчетности и официальной информации, идут относительно благополучно, тем более, в свете внешнеполитической ситуации, ему «светят» хорошие контракты по части гособоронзаказа. Другие пермские «столпы оборонки» лихорадит уже много лет. ФКП «Пермский пороховой завод» регулярно попадает в поле внимания правоохранительных органов, на предприятии почти ежегодно меняется руководство. А ФГУП «Завод им. Дзержинского» с 2006 года находится в состоянии банкротства, и конца этому процессу не видно.
Пермь строительная
В Перми ситуация в одной из традиционных отраслей-драйверов муниципальной экономики – строительстве – мало чем отличается от ситуации общероссийской. Фактически на рынке доминируют несколько компаний (ОАО «Камская долина», ПЗСП, ОАО «Стройпанелькомплект», ОАО «Трест № 14», ООО «Сатурн-Р»), которые в разные годы возводят от 60 до 80% всего жилья в Перми. В январе этого года средняя стоимость строящегося жилья в городе составила 50,4 тыс. рублей за кв.м., что является 19-м показателем по уровню стоимости среди городов России. Общий объем ввода жилья в 2014 году составил 577 тыс.кв.м. (чуть более 0,5 кв.м. на душу населения). Прогнозы на 2015 год достаточно радужны, но как отрасль пройдет кризисный период до конца не знает никто. Традиционно пермские девелоперы серьезно представлены в органах законодательной и исполнительной власти города и региона. Пальма первенства здесь у ПЗСП, который, например, сумел провести целый пул своих представителей в Пермскую гордуму.
Подавляющее количество жилья в Перми строится на окраинах – а это уже сегодня создает проблемы с инфраструктурой при перемещении из отдаленных районов в центр города. Если судить по списку заявленных проектов, проблемы эти будут только расти. Проекты редевелопмента в центре города находятся в зачаточном состоянии, а городские магистрали чем дальше, тем больше загружены регулярными «мигрантами» с окраин в центр и обратно.
Строительство новых микрорайонов также находится под большим вопросом. Перспективная площадка застройки территории бывшего аэропорта Бахаревка так и осталась перспективной, планы по ее освоению заморожены. Второй проект – микрорайон Ива – находится на самом старте, там пока возводятся лишь малоэтажные дома, и переход этого проекта в «высотную» стадию сегодня зависит от Пермской гордумы, которая должна утвердить смену зонирования этой территории.
Пермь инвестиционная
Привлечение новых инвесторов в Пермь стало настоящей мантрой для представителей власти всех уровней и активной части горожан. Однако подавляющая часть масштабных инвестпроектов столицы Пермского края – это проекты флагманов промышленности, инвестиции в собственное производство. С появлением же новых крупных инвесторов дела обстоят не так радужно.
Во многом это связано со вполне объективными факторами. Например, вопросами транспорта и логистики – Пермь расположена как бы в стороне от основных магистралей (невзирая на проходящий через город Транссиб). Вопросы по строительству объектов инфраструктуры долгое время не решались – лишь в последние годы, например, началась реконструкция такой «артерии» как трасса Пермь – Екатеринбург, сдвинулась с мертвой точки тема реконструкции пермского аэропорта. Безусловно, что эти проекты дадут положительный эффект, но явно не сегодня. Во многом благодаря инфраструктурному фактору в Перми нет крупных логистических центров, что также «отпугивает» некоторых инвесторов.
Вторым фактором, по мнению экспертов, является высокая стоимость рабочей силы. Планку доходов (да и расходов) в Пермском крае задают нефтяники и калийщики, поэтому средняя стоимость рабочей силы выше, чем в других городах с прочими равными условиями для инвестора.
И, наконец, третий условный фактор можно обозначит как «комплекс взаимоотношений внутри институтов власти». По мнению экспертов, одного лишь «зеленого коридора» для инвестора со стороны властей муниципалитета может быть недостаточно для реализации успешного инвестпроекта. «В ситуацию всегда могут вмешаться федеральные, надзорные, правоохранительные органы, и порой это вмешательство выглядит совершенно надуманным. А действительно эффективными рычагами для нивелирования этих рисков муниципальная власть, к сожалению, пока не обладает» – таково среднеарифметическое мнение потенциальных пермских инвесторов. И тем не менее, несмотря ни на какие условности, объем инвестиций в экономику Перми растет: если в 2012 году он составлял 70 млрд рублей, в 2013 году достиг отметки в 90 млрд рублей, то за девять месяцев 2014 года уровень инвестиций почти достиг 68 млрд рублей.
Пермь перспективная
Анализируя общеэкономическую ситуацию в Перми, создается ощущение, что город движется вперед очень «по-пермски» – спокойно, неторопливо и обстоятельно, просчитывая каждый свой шаг. Вместе с тем можно сказать, что город находится «в режиме ожидания» – масштабные инфраструктурные проекты, так или иначе, будут завершены, а большие «промышленные» инвестиции не могут не запустить процесс инвестирования в иные отрасли. Поэтому для срабатывания «сжатой пружины Перми» нужно всего лишь отсутствие крупных социально-экономических потрясений – но, к сожалению, этот риск просчитать не в силах даже всемогущие британские
ученые.