«Фронтовики» держат губернаторов в тонусе

Отставки и назначения, взлёты и падения в рейтингах эффективности – всё, что в последнее время происходит с российскими губернаторами, закономерно случается не без помощи Общероссийского народного фронта. При участии активистов ОНФ только в прошлом году в стране сменилось четыре губернатора. А все действующие находятся под их пристальным надзором. И сами губернаторы, когда получают черную метку от «фронтовиков», теперь однозначно осознают: надо что-то менять, чтобы не поменяли их самих.

ОНФ изначально, при рождении, задумывался не просто как орган общественого контроля, указывающий власти на местах, где плохо, но – эффективным механизмом влияния, инструментом воздействия на нерадивых и немощных, на барствующих и алчных чиновников. Кто сомневался в том, что у рулей власти на местах встречаются именно такие люди, сейчас могут запросто убедиться в этом. Десятки уголовных дел по непристойным деяниям экс-губернаторов и их замов, увы, печальная реальность. И формулировка при снятии с должности «утрата доверия» (которая, кстати, применялась по отношению к губернаторам всего трижды в новейшей истории — к мэру Москвы Лужкову, главе Брянской области Денину и новосибирскому «воеводе» Юрченко) оказалась не самой ужасной для самих чиновников класса «А»: по ней не сажают. А вот других грехов, наказуемых, в том числе и по статьям Уголовного кодекса, за душой у наших правителей на местах оказалось столько, что общественность почти с радостью наблюдает сейчас каждую очередную «посадку», инициированную ОНФ.

Речь, прежде всего, о сахалинском губернаторе Александре Хорошавине. Его недавнее задержание, этапирование в наручниках в Москву и последующая демонстрация накопленных, как утверждает следствие, со взяток сокровищ произвели шокирующее впечатление. А ведь «фронтовики» раньше предупреждали: не по средствам живет губернатор. Например, ещё в прошлом году активисты проекта ОНФ «За честные закупки» предали гласности информацию о несоразмерно больших тратах островного бюджета на пиар, о приобретении для сахалинского Дома правительства письменного стола за 1,6 млн рублей, о покупке очень дорогих машин и строительстве гаража для них за 330 миллионов рублей. Только на ремонт пресловутого Дома было выделено за два года свыше 850 млн рублей. Это все покупалось на бюджетные деньги. Теперь еще всплыли четыре личных квартиры Хорошавина в Москве и особняк на Рублевке, миллиард рублей наличными и миллионные «откаты» за госконтракты. Вот она – коррупция в чистом виде. А кто бы узнал о ней, если бы первыми не возмутились общественность и журналисты?!

Разумеется, «фронтовики» – не «красные» комиссары, которые приходят в кабинет к губернатору и кладут ему на стол револьвер. Но именно с их подачи правоохранительные органы часто начинают проверки и возбуждают дела. В центральном штабе ОНФ работа по выявлению фактов бездумного расходования государственных средств поставлена на системную основу. На сайте проекта ОНФ «За честные закупки» действует сервис автоматического оповещения заказчиков о закупках, на которые общественные контролеры обратили внимание как на сомнительные.

С начала работы проекта – за полтора года – выявлено 519 сомнительных закупок на сумму около 169 млрд руб., отменено около 100 закупок на 45 млрд руб., устранено нарушений на 103 миллиарда. Активисты и эксперты проекта провели около 100 исследований, в том числе расходов региональных органов власти на чартерные авиаперелеты, новогодние подарки и корпоративы, возведение объектов социальной сферы, строительство и ремонт дорог и т.д. После критики ОНФ многие заказчики пересмотрели закупочную практику и исправили ошибки.

Например, Красноярский край в конце января более чем в пять раз сократил затраты на чартерные авиаперевозки. Руководителей ХМАО – Югры активисты ОНФ убедили снизить начальную цену контракта при строительстве перинатального центра на 1,5 млрд рублей – с 18 до 16,5 миллиардов. А УМВД округа расторгло контракт на сумму 8,427 млн руб. на закупку новогодних подарков. Администрация Новороссийска, после того как ОНФ включил ее в рейтинг самых расточительных за год, отказалась от участия своих представителей в XIII инвестиционном форуме «Сочи-2014», тем самым сэкономив 9,9 млн руб. бюджетных денег.

Член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов сказал журналистам, что деятельность «Фронта» по мониторингу ситуации в регионах – постоянно действующий проект. «Периодически всплывают факты, которые, по нашему мнению, свидетельствуют о ненадлежащем расходовании бюджетных средств. В Ямало-Ненецком автономном округе запланировали траты на чартерные перелеты в 300 млн рублей. В Ханты-Мансийском округе было задумано строительство набережной за миллиард с лишним. После вмешательства ОНФ департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы отказался от аренды автомобиля за 6,1 млн рублей, – сказал Старшинов. – И таких фактов много. Только расходы Московской области на улучшение имиджа измеряются цифрой с шестью или семью нулями».

Все эти траты, не будь они остановлены действиями «фронтовиков», безусловно, пробили бы брешь в региональных бюджетах и подпортили имидж первых лиц регионов. ОНФ в этом смысле стал одновременно и барьером для бесхозяйственности, и барометром репутации губернаторов, датчиком их устойчивости. Или, как выразился глава Политической экспертной группы Константин Калачев, «ОНФ стал инструментом, присылающий черную метку губернаторам, которые скоро «пойдут под снос»».

Задержанный сахалинский губернатор – далеко не первый глава региона, чья деятельность стала предметом внимания Общероссийского народного фронта. Ранее несколько региональных глав, раскритикованных Фронтом, уже лишились постов. Так, в январе прошлого года перестал быть губернатором Челябинской области Михаил Юревич, который подвергался жесткой критике со стороны «фронтовиков». Тогда представитель ОНФ депутат Госдумы Андрей Красов потребовал объяснениий по поводу многочисленной охраны губернатора, содержавшейся за счет бюджета. На нее было потрачено около 109 млн рублей. В итоге глава области снизил эти расходы до 30 миллионов, но пост все-таки потерял.

В сентябре прошлого года был отправлен в отставку губернатор Брянской области Николай Денин. Одной из причин стал доклад ОНФ, в котором сообщалось о коррупционных эпизодах деятельности главы региона. В частности, о том, что Денин поддерживает дружеские отношения с криминальным авторитетом Николаем Емельяновым (женат на сестре супруги Денина). Главой Брянского района был назначен брат авторитета – Александр Емельянов. Более того, племянник Николая Емельянова был помощником Денина.

Ещё раньше ОНФ направил на имя президента доклад о возможных нарушениях законодательства губернатором Новосибирской области Василием Юрченко. И Следственный комитет допрашивал губернатора по делу о мошенничестве при продаже двухэтажного особняка в центре Новосибирска. Буквально на следующий день после появления доклада «фронтовиков» президент досрочно отправил Юрченко в отставку.

В феврале Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) выпустил восьмой рейтинг эффективности губернаторов. Руководитель фонда Константин Костин подтвердил журналистам, что критика губернаторов со стороны ОНФ, безусловно, повлияла на положение глав регионов в рейтинге. Например, впервые за год существования рейтинга произошла смена лидера: первое место занял губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, сменивший на пьедестале, казалось, несменяемого главу ЯНАО.

«Смена позиции Дмитрия связана в том числе с расследованием ОНФ, в ходе которого было установлено, что руководство региона слишком часто использует в своих интересах VIP-чартеры. При этом пресс-служба губернатора не смогла дать внятного объяснения данной ситуации», – говорится в пояснительной записке к рейтингу.

Кстати, все бывшие обитатели «группы смерти» этого рейтинга (глава Орловской области Александр Козлов, глава Удмуртии Александр Волков, курганский губернатор Олег Богомолов и новосибирский – Василий Юрченко, а также руководитель Ненецкого автономного округа Игорь Федоров) лишились своих постов именно после критики ОНФ.

О возросшей роли ОНФ в судьбе губернаторов говорит и Анатолий Гагарин, руководитель Уральского отделения ФоРГО, директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов: «Работа ОНФ – наиболее заметна: и по своим конкретным действиям, и по последствиям. Налицо явная тенденция: процесс контроля за работой губернаторов и их команд будет расширяться и затронет все сферы их деятельности, до которых ОНФ сможет дотянуться. Сегодня это расходы на «пиар», закупки оборудования, автопарк, социальные расходы. Завтра это будет глубокое погружение в эти и другие статьи региональных бюджетов».

По мнению политолога, успех народного контроля, который сегодня возглавляет ОНФ при весомой поддержке руководства государства, будет зависеть, во-первых, от компетентной аналитической и оценочной деятельности, во-вторых, от расширения состава «горизонтальных» участников этой деятельности, в-третьих, от политического продвижения вверх активистов с наделением соответствующими статусами (что является мощной мотивацией для них самих), в-четвертых, постоянной ротацией, втягиванием в этот процесс новых партнеров-участников.

ОНФ не одинок в своей деятельности по оценке работы региональных властей. Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) сегодня – самая известная и авторитетная общественная организация, постоянно анализирующая с помощью интегральных рейтингов эффективность деятельности губернаторов. «И в ближайшее время эта аналитическая работа будет и продолжена, и модифицирована» – говорит Анатолий Гагарин.