Ждет ли Россию нефть по цене минералки?

Резкое повышение цен на нефть, а тем более возвращение к докризисной стоимости невозможно, полагают эксперты. Лучшим сценарием из возможных экономисты считают стабильный и невысокий рост после 2016 года. Пока же рынок остается крайне нестабильным, а глобальное предложение на черное золото все еще преобладает над глобальным спросом.

Оптимистичные прогнозы начала 2015 года, в которых ряд членов правительства РФ не исключал повышение цены на нефть до конца этого года до 80 долларов за баррель, не сбылись. Уже сейчас правительство называет оптимистичным вариант с ценами на уровне 50–50+ долларов. А ряд экспертов не исключают дальнейшего падения цены до 40 и даже 35 долларов.

23 октября свои расчеты Государственной думе представило Министерство экономического развития. По мнению чиновников, цена на нефть в 2015 году составит $53 за баррель, а в 2016 году снизится до $50 за баррель (именно исходя из этого прогноза и сверстан проект бюджета на следующий год). Затем цена на нефть начнет медленно расти: до $52 в 2017 году и до 55 – в 2018 году. По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, данные цифры являются обоснованными.

Впрочем, существует так называемый консервативный (пессимистичный) сценарий развития событий, рассчитывая который, Минэкономразвития исходило из цены на нефть на уровне $40 за баррель в 2016–2018 годах. Такой же пессимистичный прогноз был подготовлен в Центробанке, заявил первый зампред ЦБ РФ Дмитрий Тулин.

«У нас такой пессимистичный прогноз, он построен на допущении цены на нефть, мы пишем ниже 40 (долларов за баррель – прим. ред.). Почему-то никому не говорили, насколько ниже мы считаем. Цифры не называли, не знаем, чтобы людей, что ли, не пугать? Очень ниже, но мы готовы к этому», – отметил Тулин. Тем не менее пока в правительстве считают данный сценарий маловероятным.

Рекордное падение

За последние пять лет нефтяной рынок переживает спад уже в четвертый раз, свидетельствуют данные Bespoke Investment Group. А за период с 2000 года «медвежьих» циклов было уже четырнадцать. Но всякий раз цена нефти благополучно восстанавливалась. Отличие же кризиса 2014–2015 годов в том, что впервые в ХХI веке спад продолжается более года, а само снижение уже достигло 55 %.

Исследования особенностей формирования нефтяных цен, проводимые в Институте энергетических исследований (ИНЭИ) РАН, показали, что на нефтяные цены наибольшее влияние – около 80–85 % – оказывают фундаментальные факторы спроса и предложения, но даже в усредненной до среднегодовых значений цене 15–20 % приходится на финансовые факторы: флуктуации курса доллара, ставки рефинансирования ФРС США, общая конъюнктура сырьевых и финансовых рынков.

Самое серьезное падение рынок переживал в период с сентября по декабрь 2008 года, когда нефть марки WTI потеряла на Нью-Йоркской бирже 71,9 % своей стоимости (с 120,3 долларов до 33,9). Причины – снижение спроса на топливо в Европе, подорожавший доллар и начавшаяся в те же дни процедура банкротства банка Lehman Brothers, за которым последовала настоящая рыночная паника. Однако уже в декабре, с началом военных действий в секторе Газа, цена начала стабилизироваться.

За пять месяцев 2011 года нефть упала с 113,9 долларов до 75,7. Ключевым фактором, повлиявшим на цену, стало опасение повторения глобальной рецессии, которая бы повлекла значительное ослабление спроса на сырье. Нестабильная экономическая ситуация в Европе, в частности, ожидавшийся дефолт Греции, а также угроза рецессии в США усугубляли пессимистичные настроения. Нисходящий тренд поддерживался негативными прогнозами по ВВП. Кроме того, рынки ждали возобновления поставок ливийской нефти объемом 1,5 млн баррелей в сутки, приостановленных на несколько месяцев в связи с началом в Джамахирии полномасштабной гражданской войны.

2014 год начался для россиян достаточно неплохо. В январе прошлого года стоимость нефти составляла более 106 долларов за баррель. Но к этому моменту экономика главного потребителя нефти, Китая, перестала расти «двузначными» темпами (вместо 10 % – 7,55), что сказалось на спросе. Одновременно специалисты Международного энергетического альянса зафиксировали падение спроса в Евросоюзе.

При этом в 2014 году увеличилось число стран-экспортеров. К традиционным поставщикам черного золота добавились теперь новые производители с серьезными объемами добычи, например, Китай, Бразилия, Ангола, Казахстан. Несмотря на боевые действия, продолжали работать промыслы в Ираке и Ливии.

Но главное, США продолжили наращивать объемы добычи нефти. Так, по сведениям ежегодного Статистического обзора мировой энергетики – 2015 (Statistical Review of World Energy 2015), в 2014 году США за счет сланцевой революции впервые с 1975 года вышли в лидеры по объему добытой нефти, обойдя Россию и Саудовскую Аравию – 11 млн 644 тыс. баррелей в день против 11 млн 505 тыс. и 10 млн 838 тыс. соответственно. Таким образом, предсказывают аналитики, США из крупнейшего импортера нефти к 2020 году превратится в крупнейшего экспортера.

В итоге уже в первом квартале 2014 года глобальный спрос на нефть составлял около 91,2 млн барр. в сутки при предложении 92 млн барр. в сутки.

Тенденция сохранилась в течение всего года. Тем не менее 27 ноября картель ОПЕК, объединяющий крупнейших производителей нефти, принял решение не снижать добычу, тем самым сохранив тренд на снижение стоимости нефти.

2016 год

Говоря о следующем годе, нельзя забывать также о факторе Ирана, с которого весной 2016 года снимут все санкции. До их введения Ирану принадлежала значительная доля нефти, закупавшейся в Европе. По оценкам самого Ирана – до 33 процентов. Это около полумиллиона баррелей в сутки. Считается, что эту нишу заняла Россия, и чтобы вернуть ее, Ирану предстоит демпинговать. Тем более что за это время арабская страна успела накопить, по разным оценкам, от 35 до 70 млн тонн нефти.

То есть в следующем году предложение на глобальном рынке продолжит превалировать над спросом. Следовательно, обострится битва за ниши. На сегодня 37,9 % добычи нефти приходилось всего на три страны – Саудовскую Аравию, Россию и США, которым предстоит сохранить своих покупателей.

И здесь на первый план выходит так называемая «точка безубыточности» добычи нефти. По оценкам аналитиков Morgan Stanley, «точка безубыточности» для торговли российской нефтью – 50 долларов за баррель: наши нефтяные месторождения – из самых дорогих в мире по себестоимости добычи. В минус идет климат, глубина месторождений, налоговая нагрузка на компании (до 75 % от себестоимости нефти).

Точка безубыточности сланцевых месторождений в США снизилась за последние два года с 120 до 40 – 80 долларов за баррель в зависимости от конкретного месторождения. А песчаные месторождения Саудовской Аравии – самые дешевые в мире, для нее «точка безубыточности» – порядка 24 долларов за баррель. То есть имеются возможности для дальнейшего демпинга.

Смешать, но не взбалтывать

Отметим, что доля нефти и газа в экспорте за 25 лет поднялась с 40 % до более чем 70 %; с 1999 года, когда производство нефти в России составляло 293 млн тонн, к 2014 году производство выросло до 514 млн тонн; цена барреля нефти за то же время выросла в восемь раз, то есть валовая добыча нефти в долларах увеличилась с 1999 по 2014 год в 14 раз (а в рублях – в 70 раз). В 1999 году доля доходов бюджета от экспорта нефти составляла всего 18 %, в 2014 она уже превышала 50 %, и это без учета косвенных доходов – например НДС, пошлин и акцизов на импорт, закупаемый на нефтедоллары.

По оценкам ИНЭИ РАН, снижение цен на нефть может продолжиться вплоть до 2020 года. Если говорить о ближайшем годе, то, по мнению большинства экспертов, падение цены продолжится. Так, аналитическая фирма Energy Aspects в квартальном отчете прогнозирует «резкое замедление роста мирового потребления нефти в четвертом квартале до 0,8 миллиона баррелей в сутки, что будет минимальным темпом роста за пять кварталов».

Мнение аналитиков основывается на прогнозах о теплой погоде в Европе и Северной Америке и данных о высоких запасах нефтепродуктов. Аналогичного мнения придерживаются в докладе банка Goldman Sachs. «Объем используемых мощностей для хранения дистиллята в США и Европе близится к исторически высокому уровню на фоне почти рекордной загрузки нефтеперерабатывающих заводов, слабого роста спроса (особенно на бензин)», – сообщают аналитики Goldman Sachs.

«Это напоминает ситуации 1998 и 2009 годов, когда объемы хранения дистиллята достигли максимального уровня, толкая цены на нефть вниз», – добавили эксперты.

При этом эксперты сомневаются, что баланс спроса и предложения на рынке нефти будет достигнут в 2016 году. В лучшем случае сокращение предложения на рынке произойдет во второй половине следующего года за счет снижения инвестиций и падения добычи в США, сказал исполнительный директор Международного энергетического агентства (IEA) Фатих Бирол. «Если этот прогноз сбудется, инвестиции в нефтяной отрасли будут снижаться два года подряд впервые за два десятилетия, – сказал он во время Международной недели энергетики в Сингапуре.

Падение прогнозируют и в дружественном Казахстане. По словам министра национальной экономики Ерболата Досаева, прогнозная цена нефти в 2016 году составит 40 долларов за баррель. «Бюджет на нынешние годы был сформирован на базе 50 долларов (за баррель – прим. ред.) и этот прогноз оправдывается для Казахстана. Прогноз следующего года, который мы формируем, будет сформирован, по нашему мнению, на уровне 40 долларов за баррель», – подчеркнул министр.

Urals теряет в качестве и цене

Нефтяная выручка России с января по июнь этого года снизилась на 100 млрд долларов, сообщили в полугодовом докладе казначейства (минфина) США о ситуации на мировых рынках. Помимо России поступлений в бюджет от продажи нефти недосчитались Саудовская Аравия – 150 млрд долларов, государства Персидского залива – в общей сложности 130 млрд долларов, Норвегия – 30 млрд долларов.

Кроме общемировых тенденций, оказывающих негативное влияние на стоимость нефти, Россия также теряет деньги из-за ухудшения качества российской нефти марки Urals, схожей по составу с иранским черным золотом.

Как рассказал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, «Urals – это смесь, в которой тяжелая сернистая нефть из Татарстана, Башкирии и ряда других регионов разбавлена легкой нефтью». «Поскольку легкую добывают у нас все меньше и отправляют ее в основном на Восток, разбавлять становится нечем. В итоге Urals наращивает плотность и теряет в цене», – добавил он.

Спасти нефть сможет только война

Таким образом, стабилизация цены на уровне 50–55 долларов сейчас кажется самым оптимистичным вариантом из всех возможных. От удешевления нефти мировой рынок может спасти только новая панарабская революция или полный запрет на поставки нефти из России в Европу.

Если же этого не произойдет, вся динамика реального рынка будет направлена на поступательное снижение цен, которое продлится, по оценкам РАН, до 2020 года.