«Глобальные риски остаются». Экономические прогнозы на 2020 год

Государственные и международные ведомства прогнозируют прирост ВВП России в следующем году на 1,7%, однако ведущие экономические эксперты называют такие результаты чересчур оптимистичными. Все аналитики сходятся во мнении, что в ближайшем будущем стоит ожидать падения темпов роста мировой экономики и существенного снижения цен на нефть. Как российская экономика переживет наступающий год — в материале «ФедералПресс».

Согласно последнему докладу об экономике России, подготовленному Всемирным банком, 2019 год закончится с приростом ВВП в размере 1 %. В 2020 году банк рассчитал рост на уровне 1,7 %. Замедление обусловлено рядом факторов, которые усугубляются еще и продолжающимися санкциями. В частности, Мировой банк отметил низкий уровень инвестиций, замедление темпов увеличения розничных продаж. Кроме того, на снижение деловой активности повлияло ужесточение денежно-кредитной политики. Однако после этого Центробанк неоднократно снижал ключевую ставку, доведя ее до уровня в 7 %.

Если тенденция к смягчению фискальной и монетарной политики будет продолжаться, то в совокупности с реализующимися инфраструктурными проектами это может привести к росту экономики в будущем году, отмечают эксперты банка.

Ведущий экономист Всемирного банка по Российской Федерации и основной автор доклада Апурва Сангхи отметил, что текущая экономическая ситуация, сложившаяся в России, отличается от ситуации в большинстве развивающихся экономик и стран с формирующимся рынком, где наблюдается высокий уровень и рост государственного долга, а также сужение бюджетного пространства. «Макрофискальные резервы в России остаются значительными, при этом сохраняется низкий уровень государственного и внешнего долга, а на всех уровнях бюджетной системы отмечается профицит», — отметил Апурва Сангхи.

Тем не менее на общую деловую активность и инвестиционную привлекательность влияют «неопределенность политики», а также перспективы замедления потенциального роста в более долгосрочной перспективе. К этому добавляются демографическое давление и структурные проблемы, к примеру низкая конкуренция или ее фактическое отсутствие в некоторых сферах.

Минэкономразвития поддерживает прогноз Всемирного банка и рассчитывает на рост ВВП в 2020 году в размере 1,7 % в базовом сценарии. «В целевом сценарии рост ВВП в 2020 году составит 2 %. Это связано с предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8 % в 2020 году против 5,0 % в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1 % в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3 % в базовом сценарии) после стагнации в текущем году» — указано в прогнозе ведомства.

По оценке Минэкономразвития, мировая экономика будет испытывать спад до 2024 года (с текущих 3,3 до 2,9 %). В базовый сценарий министерство заложило постепенное снижение цен на нефть. Ожидается, что средняя цена будет сохранена на уровне 63,4 доллара за баррель. В следующем году цена упадет до 57 долларов, а к 2024 году достигнет 53 долларов за баррель. Однако до конца 2019 года значительного изменения цены на нефть не предвидится.

Инфляция, согласно прогнозу ведомства, в первой половине года опустится ниже 3 %, а по итогам года может достичь тех же трех процентов. В дальнейшем ввиду текущей денежно-кредитной политики инфляция может вернуться на целевой уровень в 4 %.

В документе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов», подготовленном Центробанком России, указано, что регулятор имеет цель придерживаться 4-процентной инфляции постоянно. По прогнозу ЦБ, инфляция в 2020 году составит 3,5–4 %, прирост ВВП — 1,5–2 %.

Темпы роста потребительского спроса замедлятся до 0,6 % с текущего 1 %. Минэкономики предполагает, что курс доллара будет стабильным и составит около 65 рублей. Рост реальных располагаемых доходов населения увеличится с текущего 0,1 до 1,5 %, а рост реальной заработной платы достигнет 2,3 %.

Примечательно, что при нынешней высокой закредитованности населения ЦБ планирует прирост этого показателя на 7–12 % за год. К этому могут привести снижающаяся ставка рефинансирования (совокупно на 1,25 % с июня 2019 года) и тяжелое финансовое состояние граждан. Центробанк также прогнозирует падение стоимости нефти до 55 долларов за баррель.

Согласно базовому прогнозу, расходы на конечное потребление домохозяйств вырастут на 2–2,5 %. Валовое накопление увеличится на 3,5–4,5 %, в том числе накопление основного капитала — на эту же величину. В денежном выражении экспорт вырастет на 2–2,5 %, а импорт — на 3–3,5 %. Денежная масса в национальном определении вырастет на 7–12 %.

Трейдер, кандидат экономических наук Дмитрий Пушкарев считает, что российский бюджет в 2020 году ждут серьезные испытания. Несмотря на то что 2019 год прошел для российской экономики при сравнительно высоких ценах на нефть, уже в следующем году доходы госкорпораций от продажи нефти могут снизиться. «Такая тенденция начала проявляться уже во второй половине 2019 года, однако держащиеся все это время цены выше 60 долларов сохранили комфортный баланс объемов продажи сырой нефти и ее цены. Так, по данным Федеральной таможенной службы, доходы от экспорта нефти в России за девять месяцев 2019 года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4 % — до 90,4 млрд долларов, в то же время общий объем продаж нефтепродуктов вырос на 3,3 %», — отметил Пушкарев.

Он добавил, что уже с марта 2020 года, когда заканчивается сделка ОПЕК+, на рынке появится много «лишней» нефти. Помимо стран – лидеров ОПЕК+, таких как Саудовская Аравия и Россия, добычу увеличат Ливан и Кувейт, цена на сорт марки Brent может опуститься к отметке 40 долларов за баррель, что значительно увеличит давление на российский бюджет и отключит бюджетное правило. Также пострадают и российские нефтекомпании.

Пушкарев привел слова заместителя руководителя Роснедр Ореста Каспарова: лишь 67 % российских запасов нефти рентабельно разрабатывать при цене 70 долларов за баррель марки Brent и курсе 65 рублей за доллар. А такую цену мы видели в 2019 году только два месяца — в апреле и мае.

«Снижение темпов роста мировой экономики и, как следствие, замедляющийся спрос со стороны теряющего обороты Китая значительным образом снизят мировой спрос на сырую нефть, продажи которой и составляют основу российских доходов», — заключил Пушкарев.

В документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год», подготовленном Министерством финансов, указывается, что в ближайшее время внешнеэкономические условия развития российской экономики останутся непростыми. «На фоне усиления протекционистской политики (американо-китайские «торговые войны»), нормализации (ужесточения) финансовых условий в крупных развитых странах, а также структурных экономических кризисов в ряде стран развивающегося блока (Аргентина, Турция, Венесуэла) со второй половины 2018 года наметилась тенденция к замедлению роста мировой экономики», — пишет Минфин. В частности, темпы роста внешней торговли в основных регионах мира к началу 2019 года стали отрицательными. Также ведомство отметило сильнейшее снижение деловой активности.

Из-за геополитической неопределенности краткосрочные колебания цен на нефть могут оставаться достаточно сильными. Существует высокая вероятность замедления мирового ВВП, а также снижения мирового спроса на нефть из-за торгового конфликта США и Китая.

Минфин отметил, что в условиях дешевеющего предложения и замедляющегося спроса в средне- и долгосрочной перспективе цены на нефть марки Urals стабилизируются вблизи 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года. После окончания сделки ОПЕК+ страны могут нарастить добычу нефти, что приведет к падению ее цены ниже базового уровня. Существует угроза перебоев с поставками в ряде крупных стран — производителей нефти, что также может отразиться на волатильности котировок.

Ключевыми задачами на ближайший период Минфин видит повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличение их объема до 25 % ВВП, рост уровня занятости и производительности труда, а также повышение конкурентоспособности российских товаров. Для этого необходимо сформировать стабильные фискальные и финансовые условия, систему предсказуемых неналоговых платежей (утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор) и справедливые конкурентные условия. Последнее планируется реализовать путем улучшения администрирования доходов бюджетной системы.

Минфин рассчитывает, что в 2020 году доходная часть бюджета составит 20,38 трлн рублей (18,1 % от ВВП), из них 7,47 триллиона придется на нефтегазовые доходы. Существенную часть составят дивиденды от нефтегазовых компаний с госучастием. Расходы бюджета составят 19,5 триллиона.

«Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны — после небольшого увеличения по отношению к ВВП (до 11,2–11,4 %) в 2019–2020 годах они будут незначительно снижаться (до 11,1 % ВВП к 2022 году), преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень», — указано в документе.

В свою очередь эксперты РАНХиГС и Института Гайдара отметили неоправданный оптимизм экономического прогноза, заложенный в базовый прогноз бюджета на 2020 год. Рост ВВП на 1,7 % в год выглядит нереальным на фоне ожидаемого замедления внешнего спроса и снижения темпов роста потребительского кредитования с 24 до 4 %. Если в 2019 году вклад потребительского кредитования в прирост конечного спроса, по оценке Минэкономразвития, составит 1,7 трлн рублей, то в 2020 году — лишь 0,4 триллиона. В результате предполагается резкое замедление потребительского спроса до 0,6 %, указывают эксперты. «Сегодня жесткая денежная политика и предельно жесткая бюджетная политика обуславливают затухание роста даже при благоприятной внешнеэкономической ситуации», — отметили экономисты.

В бюджете заложено, что расходы на образование, здравоохранение и инфраструктурные инвестиции существенно увеличить не удастся. В связи с этим могут увеличиться риски неполной реализации нацпроектов в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета. Доля расходов бюджетной системы на образование сократится с 3,8 % в 2020 году до 3,6 % в 2022-м, а расходы на здравоохранение по отношению к ВВП составят 3,6 % в 2020 году и 3,4 % в 2022-м. Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара считают, что для успешного структурного развития требуется поддерживать совокупные расходы государства на уровне не ниже 35,5–36 % ВВП.

Бюджет должен способствовать формированию стабильных фискальных условий, однако налоговая политика не вполне соответствует этому намерению, считают эксперты. В частности, квазиналоговые платежи (утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор) предлагается включить в Налоговый кодекс. Экономисты отмечают, что это приведет к увеличению фискальной нагрузки населения и необходимых для налогового администрирования работ.

По словам профессора кафедры финансов, денежного обращения и кредита Уральского федерального университета Елены Князевой, точку зрения экспертов Института Гайдара стоит рассматривать не столько как оппозиционную, сколько как дискуссионную. В беседе с «ФедералПресс» доктор экономических наук отметила, что для работы и создания собственных прогнозов имеет смысл объединять прогнозы Минфина, Центробанка, Минэкономики с мнением экспертов РАНХиГС и Института Гайдара для формирования более объективной информационной картины.

Руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает, что российская экономика 2020 год переживет вполне успешно. «Мировой кризис представляет собой целую эпоху, в которой мы находимся уже более 10 лет. Эта эпоха распределяется неравномерно, то есть ее негативное влияние распределено по странам очень сильно по-разному. Если вспомнить ситуацию 2008–2009 годов, то это был период наибольших проблем в Соединенных Штатах. В 2010–2012 годах эпицентром был Европейский союз, европейская волна кризиса: греческий вопрос, испанские банки и их кризисное положение, вообще ситуация с правительственными долгами в странах Еврозоны. А потом пришла наша очередь, это были 2014–2016 годы. Поскольку у нас кризис мог развиться и нанести наибольший ущерб экономике, какой только можно было, то он оказался и наиболее отрезвляющим, на мой взгляд. Хотя сказать, что он вполне отрезвил бюрократию и крупный бизнес, нельзя. Но все-таки подействовал серьезно. И это означает, что мы не обязательно должны падать, если придет новая волна. Новая волна может оказаться проблемой прежде всего для западных экономик», — рассказал Колташов в комментарии «ФедералПресс».

Он добавил, что для российской экономики важно простимулировать спрос и выстроить дальнейшие схемы взаимного стимулирования спроса в Евразии. Что касается экономического положения простых граждан, то здесь ситуация довольно противоречивая, уверен эксперт. «Рынки могут сдвинуться вниз, и ситуация вообще вызывает беспокойство. Без вмешательства властей, без каких-то мер по поддержанию внутреннего спроса, расширению инвестиций, в том числе государственных инвестиций, поддерживать экономический рост очень сложно будет в следующем году. Год будет непростой. Но паники быть не должно, катастрофы пока ожидать не приходится», — подчеркнул Колташов.

Тем не менее, по мнению эксперта, глобальные риски остаются, причем они все наследуются еще с 2017 года. В их числе риск существенного падения рынков — фондового, нефтяного, которые были зафиксированы в 2018 году. Тогда происходил сильнейший обвал рынка акций США, волна также затронула и Московскую биржу. Нефть также рухнула до минимума за полтора года. «Все причины, которые вызвали эту ситуацию, остались на месте, поэтому мы остаемся в формате глобального кризиса», — заключил экономист.

ЮЛИЯ ЛИТВИНЕНКО