«Я знаю одно: у меня контракт с жителями Ленинградской области до 2020 года»
Ленинградская область – непростой регион: с одной стороны, она расположена на западной границе России и граничит с двумя странами Евросоюза – Эстонией и Финляндией, с другой – окружает мегаполис Санкт-Петербург, с которым в бытность его Ленинградом составляла единое целое, и сейчас развитие этих двух регионов невозможно представить друг без друга. О крупнейших инвестиционных проектах региона, а также о проблемах области, о том, как выстраиваются добрососедские, но не всегда безоблачные отношения с Северной столицей, о своих амбициях и о том, что он думает о слухах, «назначающих» его губернатором Петербурга и «объединителем» двух регионов, в интервью «ФедералПресс» рассказал глава Ленинградской области Александр Дрозденко.
Социально-экономическое развитие региона
Александр Юрьевич, вы один из самых успешных губернаторов, как минимум, в СЗФО. В заслуги себе можете поставить выход экономики региона из кризиса, успешную работу с инвесторами, высокую популярность у населения. За счет чего этого удалось достигнуть?
– Самое главное в работе губернатора – это быть неравнодушным к тому делу, которое делаешь. Не раз говорил, что если у меня не будет слез, когда я выхожу из больницы или детского дома, значит, мне надо уходить с этой работы. Именно через неравнодушие, пропуская через себя проблемы людей, понимаешь, что нужно делать и куда нужно двигаться. А уже потом экономика, исходя из нее, социальная защита и все остальное.
Но, помимо неравнодушия, нужно смотреть «за горизонт». Губернатор должен ставить перед собой и перед областью задачи шире сегодняшних возможностей. Именно стремление «за горизонт» дает области возможность развиваться.
Кроме того, очень важно жить по средствам. Мы – регион, где нет ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых, но мы имеем один из самых стабильных бюджетов Российской Федерации, потому что живем по средствам. И, даже ведя прогрессивную политику по привлечению инвесторов, мы не даем какие-то суперпреференции. Не буду называть конкретные примеры, когда ряд моих коллег просто просчитались и в погоне за инвесторами дали такие льготные пакеты, что их бюджеты сегодня испытывают достаточно серьезную финансовую нагрузку. Очень важно жить по средствам – чтобы, когда ты отдашь преемнику область, она не досталась ему с долгами, чтобы преемник тебя недобрым словом не вспоминал, не костерил.
Важно, чтобы работал принцип команды, но нельзя забывать хороший армейский принцип: делай как я. Я, например, ввел систему материального наказания за опоздание или за преждевременный уход с работы без объективных причин. Раньше у нас такого никогда не было.
Я приезжаю минут за 15–30 до начала рабочего дня и этим, в том числе, стараюсь показать пример. Хотя никто бы не обиделся, если бы я приезжал часам к 10, поскольку рабочий день у меня ненормированный и часто заканчивается далеко за полночь. Я должен показывать пример, что я так же дисциплинирован, что я так же требую с себя, как требую с подчиненных.
Вторая система, которую мы ввели, – это материальные поощрения и наказания за невыполнение или выполнение контрольных документов. Прежде всего, я к себе отношусь строго, потому что именно я отвечаю за контрольные документы правительства и президента. И уже третий год у нас выполнение по этим показателям 100 %. Нет ни одного месяца, чтобы мы упали ниже 100 %.
И исполнительская дисциплина всего областного правительства подтягивается к 100 процентам. Когда я только стал губернатором, исполнительская дисциплина была 56 %. Сегодня, когда у нас цифра падает ниже 98 %, мы считаем это катастрофой.
И еще эволюционирование: это, конечно, меняться самому, учитывая внутренние и внешние условия, и заставлять меняться всех остальных. Если даже взять меня образца 2012 года и 2017 года – это два совершенно разных человека. Меняться – это и быть в тренде современного законодательства, в тренде современных веяний экономики, в тренде того, что происходит в интернете и чем занимается молодежь, понимать то, что нужно старшему поколению. Мир меняется, и ты должен соответствовать этим изменениям. Динозавры не эволюционировали – и вымерли. Я всегда говорю: давайте правительство не будет уподобляться динозаврам и будет все время в тренде. Конечно, приходится и кадровые изменения в связи с этим делать, и структурные. Но это правильно.
И, конечно, ежегодные встряски коллектива, когда я задаю основные направления. Сейчас готовлю послание по трем направлениям: административная реформа, экономическая реформа и социальная реформа. До Нового года это послание я представлю и депутатам, и правительству, чтобы и себе, и окружающим поставить цели, к которым мы будем двигаться.
А сколько членов правительства пострадали за опоздания, ранний уход?
– Многие. Принцип одинаков для всех: если ты губернатор, вице-губернатор или рядовой сотрудник – если ты нарушил дисциплину, ты несешь ответственность. Правда, юлят некоторые члены правительства высокого ранга, потому что у них есть возможность въехать во двор на автомобиле, не проходя турникет. Но у меня есть другая «фишка»: без пятнадцати девять начинаю обзванивать своих замов с рабочими вопросами. Так что многие понимают – надо к этому времени успевать.
В этом году Пикалево получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что даст это региону, городу? Какой уже эффект есть от проектов группы БТК, компании «Солнечный сад», каких еще инвесторов можно ждать там в ближайшее время? Сколько еще ТОСЭР предполагается создать в Ленинградской области?
– На самом деле, проблема Пикалево уже не такая острая, какая была на тот период, когда требовали «вернуть ручку». Во-первых, сегодня сами предприятия пикалевского глиноземного комплекса работают достаточно неплохо, а во-вторых, сегодня мы достаточно много вложили в Пикалево. Мы там проводили работы по ремонту домов, расселению аварийного жилья, благоустройству. Конечно, статус территории опережающего социально-экономического развития дает сегодня дополнительный шанс для развития Пикалево. Это шанс привлечь компании, которые при прочих равных условиях из-за дополнительного пакета льгот и возможностей привлечения финансов выберут именно пикалевскую площадку.
Почему БТК-групп решила идти именно в Пикалево? Мы, действительно, за счет собственного бюджета и бюджета Российской Федерации вложили деньги в инженерную инфраструктуру и строим цеха, где БТК будет размещать свое швейное производство. Но еще оно идет туда из-за того, что есть определенные льготы. То же самое касается «Эко-культуры». Мы уже имеем опыт тепличного хозяйства в Пикалево. Но «Эко-культура» – это уже совершенно другой уровень: и по объемам, и по площадям, и по инвестициям. Понятно, что при прочих равных условиях выгодно расположиться ближе к Санкт-Петербургу, чтобы было более короткое плечо доставки продукции. Но пакет льгот ТОСЭР дает возможность выбрать именно Пикалево.
Согласно концепции развития моногорода, к 2030 году Пикалево полностью уйдет от монозависимости, увеличив долю населения, занятого в малом и среднем бизнесе, до 60 %. Будет создано 1,8 тысячи рабочих мест, в экономику города будет привлечено 87 миллиардов рублей.
Мы еще два города относим к моногородам – Сланцы и Сясьстрой. Сегодня Сясьстройский целлюлозно-бумажный комбинат работает достаточно успешно, и продукция, которую он производит, востребована. Тем не менее, мы и туда вкладывали бюджетные деньги: мы привели в порядок больницу, занимаемся расселением ветхого и аварийного жилья, проводим благоустройство. Еще один проект, который мы хотим там реализовать, – музей бумаги на воде. Он пока в стадии разработки, но эскизы очень интересные. С учетом того, что мы то направление развиваем под туризм – это Старая и Новая Ладога, Тихвин, Лодейное поле, несколько монастырей, – эта тема очень перспективна. Сясьстрой станет одной из культурных жемчужин области.
Что касается Сланцев, мы хотим там создать экокластер – несколько предприятий по переработке отходов – рециклингу. Там уже есть предприятие по переработке аккумуляторных батарей, мы хотим создать большое предприятие по переработке отходов, которое за счет прямой железнодорожной связи сможет принимать часть отходов Северной столицы. Это интересно и для Петербурга, и для Ленинградской области. Если получится создать, это будет пример для всей России – подход, когда мусор от большого города утилизируется не в границах самой плотной агломерации, а увозится в дальние районы, чтобы сортироваться на различные виды отходов, перерабатываться. Мощность будущего кластера составит до 2 миллионов тонн отходов в год.
Как «чувствует» себя областной автопром? Есть ли вероятность того, что в области появятся новые автопроизводители?
– Самый тяжелый период мы прошли. Не хотелось бы повторять наших классиков, но дно мы нашли. Когда начинался кризис автопрома, я сказал, что в конце 2017 – начале 2018 годов мы из него будем выходить. Сейчас мы находимся в той части цикла спроса на автомобили, синусоида которого идет вверх. Сегодня уже «Форд» начинает чувствовать себя достаточно уверенно. По крайней мере, не нашли своего подтверждения слухи, что предприятие будет перепрофилироваться, возможно, объединяться в рамках единой компании «Форд-Соллерс» с производством в Набережных Челнах на базе площадки в Татарстане, потому что «Форд Куга» продавался лучше, чем «Форд Мондео». И очень важно, почему «Форд» смог этот период пережить. Во-первых, благодаря нашей поддержке. Мы даже пошли на определенные издержки бюджета, мы принимали дополнительные льготы для автопрома. И еще помогло то, что нам удалось локализовать очень много производств – и самому «Форду», и нам: это «Нокиан Тайерс» (шины), металлические изделия «Гестамп Северсталь», «Узор» (автотекстиль) и другие.
«Форд» рассматривает возможность именно на ленинградской площадке проводить дальнейшее обновление модельного ряда. В любом случае, кризис мы преодолели. «Форд» выпускает 125 тысяч машин в год, а весь автокластер – это более 3,5 тысячи рабочих мест.
Да, мы рассчитываем, что к нам должны прийти новые предприятия. Не секрет, что китайцы и корейцы проявляют интерес к нам. Пока, к сожалению, на стадии переговоров, но думаю, мы можем ожидать реального выхлопа от них.
Инвестиции
По проекту аэропорта в Сиверском. Ведутся ли переговоры с зарубежными лоукостерами по поводу их участия в проекте? Во сколько обойдется его реконструкция, и когда он сможет принять первые гражданские суда?
– Наконец нам удалось перейти от спора к конструктиву с Минтрансом, который возражал против альтернативы Пулково как аэропорта гражданской авиации. Мы пошли навстречу Минтрансу, и сегодня мы заявляем это, прежде всего, как проект грузовой авиации. В Сиверском будет строиться грузовой хаб и хаб малой авиации.
Партнер у нас прежний – «Евросиб», они ведут переговоры, подтягивают и российских, и зарубежных инвесторов. Инвестиции оцениваются по-разному: минимальный объем на первом этапе – примерно 5 миллиардов рублей. Это хорошая взлетно-посадочная полоса, хорошая навигация и хорошие складские площадки. А за примерно 30 миллиардов можно сделать хороший аналог грузовой части «Ле Бурже». Я верю в будущее этого проекта, что он будет двигаться.
А трудности при реализации – это, прежде всего, санкции, которые бьют по возможности привлечения «дешевых» денег. А этот проект должен основываться на «длинных» и «недорогих» деньгах. И, конечно, санкции и антисанкции сдерживают рынок развития грузовой авиации, хотя этот рынок самый перспективный. И сама точка в Сиверском очень перспективная. Например, вылет оттуда экономит 15 минут пути в Москву, на Европу может быть экономия до 20 минут. А это и топливо, и время, и сопутствующие расходы.
Кадры и перестановки
В регионе поменялся «аграрный» вице-губернатор, поскольку Сергей Яхнюк ушел в Госдуму. Его преемник Олег Малащенко продолжит тот же курс или перед ним стоят новые задачи? Какие в целом задачи перед отраслью на ближайшие годы?
– Особо менять курс, наверное, не надо. Перед Малащенко стоит задача сохранить лидирующие позиции в целом по сельскому хозяйству на Северо-Западе и в России – по отдельным показателям, где мы безусловные лидеры.
Еще одна задача – обеспечить реализацию тех преимуществ, которые нам дают антисанкции: хороший спрос и хорошие возможности на рынке для развития новых линеек продукции, которые нам были никогда не свойственны. Например, рыба. Сегодня по форели мы входим в тройку лидеров России. Шампиньоны. Сегодня, если «Выборжцем» будет реализован проект по шампиньонам, который я представлял на «Агроруси» председателю правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву, мы закрываем полностью рынок шампиньонов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В начале 2018 года планируем открыть новое производство «Выборжца» по зелени – и мы полностью закроем потребность и Петербурга, и Ленинградской области в этой продукции. Мы никогда об этом и не мечтали.
Следующее направление – производство сыров. Ниша производства твердых сыров достаточна, но здесь нужно иметь на сельское хозяйство несколько другой взгляд. Это не просто наличие молока, но наличие молока определенного качества. Это должен быть другой белок, должна быть другая плотность и жирность. И нужен комплексный подход: если мы хотим наладить производство сыров – должны изменить животноводческую отрасль. И приход нового человека на хорошую базу дает возможность незашоренным взглядом на эти проблемы посмотреть.
Вам СМИ периодически прочат переход на другую должность – губернатора Петербурга. Обсуждалась ли с вами такая возможность? Как вообще вы относитесь к подобным слухам?
– Вокруг каждого губернатора постоянно возникают слухи: то его повышают, то его понижают, то его отправляют в отставку. Я не знаю ни одного своего коллеги, вокруг которого такие слухи бы не ходили. Даже комментировать не очень хочется, потому что это перманентное состояние. Я знаю одно: у меня контракт с жителями Ленинградской области до 2020 года. Право на этот контракт я добился на выборах губернатора. Второй мой контракт и обязательства – перед президентом Российской Федерации, который дал мне возможность и доверил мне выставить кандидатуру на выборах 2015 года. Я понимаю, что одно дело – просто выборы, и другое – выборы при поддержке президента. Поэтому я добросовестно стараюсь этот двойной контракт с работодателем и населением отрабатывать. У меня других мыслей нет. Да, я амбициозен – в том смысле, что я хочу свое дело делать хорошо. И дело не в рейтингах, а в том, что, действительно, как говорят, «жизнь налаживается». Мы с ленинградцами часто начинаем это говорить. А дальше – вы знаете, что любая точка в кадровых решениях ставится президентом. Я знаю, что президент на эту тему никаких заявлений не делал. Для меня такие слухи – фон, который сопровождает каждого губернатора.
В тех же слухах обсуждался не просто переход из одного региона в другой. Вас называли «объединителем» – якобы вы можете реализовать давнюю идею объединения Петербурга и Ленинградской области. Целесообразна ли, по-вашему, такая идея? Изучалось ли мнение жителей Ленинградской области по этому вопросу?
– Различные социологические компании, различные организации, разные политологи и политтехнологи периодически вокруг этого строят домыслы, проводят опросы. И практика показывает, что единого мнения ни у жителей Петербурга, ни у жителей Ленинградской области нет. Недостаток аргументов и недостаток информации не дают им возможности сделать окончательный вывод. Еще не пришло время тому, чтобы вокруг этой информации проводить профессиональные дискуссии. Оно не пришло, потому что нет решения на государственном уровне. Мы должны руководствоваться не только желанием или мнением отдельных политических групп, политтехнологов, общественных организаций, даже отдельных групп населения. Мы должны понимать, что мы два серьезных субъекта на карте Российской Федерации. И непростых субъекта. Прежде всего, в геополитическом плане. Мы приграничные субъекты, а судьбу приграничных субъектов необходимо решать, исходя из государственных интересов. Вот если будет государственное решение в сторону объединения, мы должны будем найти аргументы, провести дискуссию согласно Конституции с нашим населением. Для меня это не первоочередная задача. Более того, в «библиотеке» в моей голове эта книжка находится на третьей полке с краю. Я к этой теме практически не возвращаюсь. Иногда о ней читаю. Обсуждать никто не запрещает, но есть понятие стратегических интересов страны. Я региональный политик, большая политика – не мое дело. Но я понимаю, что регионы должны работать как единый организм на результат всей страны. Будет принято решение в стратегическом плане, оно будет реализовано. Пока, насколько я знаю, серьезных разговоров на эту тему нет.
Как сейчас область взаимодействует с Петербургом, какие «болевые» точки остаются нерешенными?
– С одной стороны, мы очень далеко продвинулись во взаимоотношениях с Петербургом. По целому ряду вопросов у нас работают не просто комиссии, рабочие группы. У нас создана дирекция по решению транспортных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы проводим совместный координационный совет по развитию города и области. Многие спорные вопросы мы решили.
Мы живем как хорошие соседи, хорошие друзья, но споры или недопонимание у нас возникают. Например, жилой район Кудрово, расположенный в Ленобласти на границе с Петербургом. Мы бы хотели построить над железной дорогой виадук. Петербург не очень хочет, ему не очень интересно, чтобы на его стороне появилось это строительство. Вопрос сложный. Когда мы говорим о станции метро в Кудрово, для нас это задача номер 1, для Петербурга в системе развития метрополитена – нет. Развитие пригородных зон, транспортные проекты, льготы – много вопросов, но самый главный итог, что они решаются, исходя из добрососедских отношений.
Спорт и культура
Как ведется подготовка базы в Рощино к ЧМ-2018? После чемпионата она должна стать тренировочной базой ФК «Тосно» и других футбольных команд. Домашним стадионом для него сейчас стал «Петровский». Устраивает ли вас эта ситуация? Не планируется ли все же при поддержке областных властей создание нового стадиона в регионе?
– По Рощино мы идем по графику. Две недели назад у нас выполнение было около 60 %. Должны завершить первого марта, время у нас есть. Газон уже постелен, сама поляна есть. Сейчас мы ведем благоустройство, проводим свет, устанавливаем бытовые корпуса. Это будет хорошая база, на которой можно будет проводить тренировки «Тосно». Площадка может стать опорной базой клуба. Мы готовы эту базу предоставить и для детского футбола, проводить там детские соревнования. В любом случае, это инвестиции в дело – не столько в профессиональный спорт, сколько в массовый.
Что касается ФК «Тосно» – непростой проект. Пока его тянет на себе только узкий пул инвесторов. Надо его расширять. Сегодня непросто привлечь другие крупные компании к его финансированию. Мы пытаемся это сделать. Но что-то у нас не очень это получается, поэтому пока мы не ставим перед «Тосно» и перед собой амбициозных задач – дай Бог выжить в непростых условиях Премьер-лиги и удержаться в ней. Есть у меня проект так называемой «народной команды», но его юридически можно реализовывать только после завершения сезона – создать первый в России акционерный народный клуб. Чтобы каждый, кто неравнодушен к футболу, начиная от крупного предприятия и заканчивая любым жителем, мог приобрести акции, создав акционерный капитал клуба. «Спартак» называют народной командой. На самом деле это не так. Я хочу создать народную команду, где акционерами выступят жители Ленинградской области и все болельщики «Тосно». Но это не значит, что мы не будем просить крупный бизнес помогать «Тосно».
Сами мы не вкладываем бюджетные деньги в поддержу профессионального футбола, мы вкладываем только в массовый спорт, в разы увеличивая финансирование.
Что касается стадиона. Я благодарен сегодня и губернатору Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, и клубу «Зенит» за то, что сегодня мы играем на «Петровском». Это было наиболее оптимальное решение. Ленинградская область большая, и логистика такая, что проще приехать в Петербург, чем в Тосно, Гатчину или Всеволожск. Но я не отказываюсь и от другого обязательства: если мы удержимся в Премьер-лиге и будем понимать, что у нас есть своя народная команда, мы готовы в районе кольцевой автомобильной дороги построить областной стадион, который будет являться базовым стадионом клуба «Тосно». Это будет стадион европейского типа – современный, недорогой и абсолютно понятный по конструктиву. Не будем ничего изобретать — никаких сдвижных крыш. Мы будем делать его по количеству зрителей таким, чтобы соответствовал Премьер-лиге. Но мы не замахиваемся на что-то большее.
Почему в районе кольцевой? Потому что мировая практика показывает, что стадионы должны быть вынесены из зон массовой застройки. Они должны быть максимально обеспечены логистикой: это развязки, общественный транспорт и личный транспорт, современные стоянки, легкий подход и легкий отход.
У нас даже предполагается место – это Кудрово, с другой стороны КАД. В свое время мы это место предлагали «Зениту» для строительства стадиона, но тогда победила другая точка зрения. Хотя сегодня все говорят, что место идеальное даже для строительства огромного стадиона. Там можно построить и гостиницы, и тренировочные поля, и все остальное. Мы посмотрим завершение сезона в 2018 году и посмотрим, как пойдет проект «народной команды». Собственник «Тосно» готов расстаться с контрольным пакетом, сделав народную акционерную команду.
Большой резонанс получила тема реконструкции исторического центра Выборга и ваши слова о том, что квартал Солберга проще снести и восстановить заново по чертежам. Есть ли уже концепция культурного пространства, которое должно появиться на этом месте? Планируется ли привлекать сюда частных инвесторов? Сколько сейчас всего требуется денег, чтобы полностью восстановить и реконструировать Выборг?
– Самый главный шаг мы провели в 2017 году, когда пошел спор, когда, казалось, нам было бы выгодно спустить все на тормозах, провели историко-культурную экспертизу и включили объекты Выборга в реестр культурного наследия как региональный памятник и как наследие народов Российской Федерации. Когда тебя все начинают бить, что легче всего сделать? Сказать, что в реестр не включен, статус непонятен.
В любом случае это не дело губернатора – решать, что делать на месте квартала Солберга. Сегодня этой темой занимаются профессионалы, которые и предложили деление на 4 зоны, использование этих зон как различных пространств, и, я думаю, это абсолютно правильно. Там, где памятник утрачен полностью, нам предлагают фрагменты вписать в парк ландшафтного дизайна. Там, где сохранены фасады, внешний вид зданий – провести максимально бережные реставрационные работы, чтобы сохранить внешний вид квартала со стороны улицы, а внутри организовать современное пространство. Более того, чтобы закрепиться в этом решении, мы в следующем году проведем в Выборге международную конференцию, куда уже заявились и финны, и шведы, и ряд крупных европейских компаний. Нам важен их опыт.
Мы провели очень серьезную оценку сохранения исторической части Выборга: 260 объектов хотим восстановить, цифра на проект крепкая – 28,5 миллиарда рублей. Самое главное, что нас поддерживает президент Российской Федерации, который дал соответствующие поручения. И эти поручения вылились в две принципиальные вещи: мы попали в федеральную программу отдельной строчкой «Реставрация исторической части города Выборг», и мы попали в число городов России, которым присвоен статус «город-музей». Этот статус дает возможность рассчитывать на помощь федерального бюджета в реставрации исторической, музейной части города.
Неслучайно 91 годовщину Ленинградской области мы проводим в Выборге. Неслучайно мы через фонд капитального ремонта акцентируемся на реставрации исторических зданий в Выборге. У нас там почти 70 зданий попадает в программу. Я уже не говорю о том, что мы привлекли средства Международного банка реконструкции и развития на реконструкцию парка Монрепо – более 700 миллионов рублей. Почему-то об этом не говорят, когда нас критикуют.
Я недавно спросил активистов-градозащитников: «А почему вы 30 лет молчали? 30 лет Выборг разрушался, а вы сидели и молчали». На что они ответили: «Так ничего же не происходило, чего было кричать?». Получается, как только кто-то начал что-то делать, тут же они появились, начали давать советы. Вы тогда будьте справедливы в оценках: «Вот тут у вас упущение, а здесь вы молодцы»… Непросто быть губернатором, но, возвращаясь к первому вопросу, мне главное, чтобы оставалось неравнодушие. Есть неравнодушие, действительно есть желание получить результат и, наверное, это главное.
«Я знаю одно: у меня контракт с жителями Ленинградской области до 2020 года»
Ленинградская область – непростой регион: с одной стороны, она расположена на западной границе России и граничит с двумя странами Евросоюза – Эстонией и Финляндией, с другой – окружает мегаполис Санкт-Петербург, с которым в бытность его Ленинградом составляла единое целое, и сейчас развитие этих двух регионов невозможно представить друг без друга. О крупнейших инвестиционных проектах региона, а также о проблемах области, о том, как выстраиваются добрососедские, но не всегда безоблачные отношения с Северной столицей, о своих амбициях и о том, что он думает о слухах, «назначающих» его губернатором Петербурга и «объединителем» двух регионов, в интервью «ФедералПресс» рассказал глава Ленинградской области Александр Дрозденко.
Социально-экономическое развитие региона
Александр Юрьевич, вы один из самых успешных губернаторов, как минимум, в СЗФО. В заслуги себе можете поставить выход экономики региона из кризиса, успешную работу с инвесторами, высокую популярность у населения. За счет чего этого удалось достигнуть?
– Самое главное в работе губернатора – это быть неравнодушным к тому делу, которое делаешь. Не раз говорил, что если у меня не будет слез, когда я выхожу из больницы или детского дома, значит, мне надо уходить с этой работы. Именно через неравнодушие, пропуская через себя проблемы людей, понимаешь, что нужно делать и куда нужно двигаться. А уже потом экономика, исходя из нее, социальная защита и все остальное.
Но, помимо неравнодушия, нужно смотреть «за горизонт». Губернатор должен ставить перед собой и перед областью задачи шире сегодняшних возможностей. Именно стремление «за горизонт» дает области возможность развиваться.
Кроме того, очень важно жить по средствам. Мы – регион, где нет ни нефти, ни газа, ни других полезных ископаемых, но мы имеем один из самых стабильных бюджетов Российской Федерации, потому что живем по средствам. И, даже ведя прогрессивную политику по привлечению инвесторов, мы не даем какие-то суперпреференции. Не буду называть конкретные примеры, когда ряд моих коллег просто просчитались и в погоне за инвесторами дали такие льготные пакеты, что их бюджеты сегодня испытывают достаточно серьезную финансовую нагрузку. Очень важно жить по средствам – чтобы, когда ты отдашь преемнику область, она не досталась ему с долгами, чтобы преемник тебя недобрым словом не вспоминал, не костерил.
Важно, чтобы работал принцип команды, но нельзя забывать хороший армейский принцип: делай как я. Я, например, ввел систему материального наказания за опоздание или за преждевременный уход с работы без объективных причин. Раньше у нас такого никогда не было.
Я приезжаю минут за 15–30 до начала рабочего дня и этим, в том числе, стараюсь показать пример. Хотя никто бы не обиделся, если бы я приезжал часам к 10, поскольку рабочий день у меня ненормированный и часто заканчивается далеко за полночь. Я должен показывать пример, что я так же дисциплинирован, что я так же требую с себя, как требую с подчиненных.
Вторая система, которую мы ввели, – это материальные поощрения и наказания за невыполнение или выполнение контрольных документов. Прежде всего, я к себе отношусь строго, потому что именно я отвечаю за контрольные документы правительства и президента. И уже третий год у нас выполнение по этим показателям 100 %. Нет ни одного месяца, чтобы мы упали ниже 100 %.
И исполнительская дисциплина всего областного правительства подтягивается к 100 процентам. Когда я только стал губернатором, исполнительская дисциплина была 56 %. Сегодня, когда у нас цифра падает ниже 98 %, мы считаем это катастрофой.
И еще эволюционирование: это, конечно, меняться самому, учитывая внутренние и внешние условия, и заставлять меняться всех остальных. Если даже взять меня образца 2012 года и 2017 года – это два совершенно разных человека. Меняться – это и быть в тренде современного законодательства, в тренде современных веяний экономики, в тренде того, что происходит в интернете и чем занимается молодежь, понимать то, что нужно старшему поколению. Мир меняется, и ты должен соответствовать этим изменениям. Динозавры не эволюционировали – и вымерли. Я всегда говорю: давайте правительство не будет уподобляться динозаврам и будет все время в тренде. Конечно, приходится и кадровые изменения в связи с этим делать, и структурные. Но это правильно.
И, конечно, ежегодные встряски коллектива, когда я задаю основные направления. Сейчас готовлю послание по трем направлениям: административная реформа, экономическая реформа и социальная реформа. До Нового года это послание я представлю и депутатам, и правительству, чтобы и себе, и окружающим поставить цели, к которым мы будем двигаться.
А сколько членов правительства пострадали за опоздания, ранний уход?
– Многие. Принцип одинаков для всех: если ты губернатор, вице-губернатор или рядовой сотрудник – если ты нарушил дисциплину, ты несешь ответственность. Правда, юлят некоторые члены правительства высокого ранга, потому что у них есть возможность въехать во двор на автомобиле, не проходя турникет. Но у меня есть другая «фишка»: без пятнадцати девять начинаю обзванивать своих замов с рабочими вопросами. Так что многие понимают – надо к этому времени успевать.
В этом году Пикалево получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что даст это региону, городу? Какой уже эффект есть от проектов группы БТК, компании «Солнечный сад», каких еще инвесторов можно ждать там в ближайшее время? Сколько еще ТОСЭР предполагается создать в Ленинградской области?
– На самом деле, проблема Пикалево уже не такая острая, какая была на тот период, когда требовали «вернуть ручку». Во-первых, сегодня сами предприятия пикалевского глиноземного комплекса работают достаточно неплохо, а во-вторых, сегодня мы достаточно много вложили в Пикалево. Мы там проводили работы по ремонту домов, расселению аварийного жилья, благоустройству. Конечно, статус территории опережающего социально-экономического развития дает сегодня дополнительный шанс для развития Пикалево. Это шанс привлечь компании, которые при прочих равных условиях из-за дополнительного пакета льгот и возможностей привлечения финансов выберут именно пикалевскую площадку.
Почему БТК-групп решила идти именно в Пикалево? Мы, действительно, за счет собственного бюджета и бюджета Российской Федерации вложили деньги в инженерную инфраструктуру и строим цеха, где БТК будет размещать свое швейное производство. Но еще оно идет туда из-за того, что есть определенные льготы. То же самое касается «Эко-культуры». Мы уже имеем опыт тепличного хозяйства в Пикалево. Но «Эко-культура» – это уже совершенно другой уровень: и по объемам, и по площадям, и по инвестициям. Понятно, что при прочих равных условиях выгодно расположиться ближе к Санкт-Петербургу, чтобы было более короткое плечо доставки продукции. Но пакет льгот ТОСЭР дает возможность выбрать именно Пикалево.
Согласно концепции развития моногорода, к 2030 году Пикалево полностью уйдет от монозависимости, увеличив долю населения, занятого в малом и среднем бизнесе, до 60 %. Будет создано 1,8 тысячи рабочих мест, в экономику города будет привлечено 87 миллиардов рублей.
Мы еще два города относим к моногородам – Сланцы и Сясьстрой. Сегодня Сясьстройский целлюлозно-бумажный комбинат работает достаточно успешно, и продукция, которую он производит, востребована. Тем не менее, мы и туда вкладывали бюджетные деньги: мы привели в порядок больницу, занимаемся расселением ветхого и аварийного жилья, проводим благоустройство. Еще один проект, который мы хотим там реализовать, – музей бумаги на воде. Он пока в стадии разработки, но эскизы очень интересные. С учетом того, что мы то направление развиваем под туризм – это Старая и Новая Ладога, Тихвин, Лодейное поле, несколько монастырей, – эта тема очень перспективна. Сясьстрой станет одной из культурных жемчужин области.
Что касается Сланцев, мы хотим там создать экокластер – несколько предприятий по переработке отходов – рециклингу. Там уже есть предприятие по переработке аккумуляторных батарей, мы хотим создать большое предприятие по переработке отходов, которое за счет прямой железнодорожной связи сможет принимать часть отходов Северной столицы. Это интересно и для Петербурга, и для Ленинградской области. Если получится создать, это будет пример для всей России – подход, когда мусор от большого города утилизируется не в границах самой плотной агломерации, а увозится в дальние районы, чтобы сортироваться на различные виды отходов, перерабатываться. Мощность будущего кластера составит до 2 миллионов тонн отходов в год.
Как «чувствует» себя областной автопром? Есть ли вероятность того, что в области появятся новые автопроизводители?
– Самый тяжелый период мы прошли. Не хотелось бы повторять наших классиков, но дно мы нашли. Когда начинался кризис автопрома, я сказал, что в конце 2017 – начале 2018 годов мы из него будем выходить. Сейчас мы находимся в той части цикла спроса на автомобили, синусоида которого идет вверх. Сегодня уже «Форд» начинает чувствовать себя достаточно уверенно. По крайней мере, не нашли своего подтверждения слухи, что предприятие будет перепрофилироваться, возможно, объединяться в рамках единой компании «Форд-Соллерс» с производством в Набережных Челнах на базе площадки в Татарстане, потому что «Форд Куга» продавался лучше, чем «Форд Мондео». И очень важно, почему «Форд» смог этот период пережить. Во-первых, благодаря нашей поддержке. Мы даже пошли на определенные издержки бюджета, мы принимали дополнительные льготы для автопрома. И еще помогло то, что нам удалось локализовать очень много производств – и самому «Форду», и нам: это «Нокиан Тайерс» (шины), металлические изделия «Гестамп Северсталь», «Узор» (автотекстиль) и другие.
«Форд» рассматривает возможность именно на ленинградской площадке проводить дальнейшее обновление модельного ряда. В любом случае, кризис мы преодолели. «Форд» выпускает 125 тысяч машин в год, а весь автокластер – это более 3,5 тысячи рабочих мест.
Да, мы рассчитываем, что к нам должны прийти новые предприятия. Не секрет, что китайцы и корейцы проявляют интерес к нам. Пока, к сожалению, на стадии переговоров, но думаю, мы можем ожидать реального выхлопа от них.
Инвестиции
По проекту аэропорта в Сиверском. Ведутся ли переговоры с зарубежными лоукостерами по поводу их участия в проекте? Во сколько обойдется его реконструкция, и когда он сможет принять первые гражданские суда?
– Наконец нам удалось перейти от спора к конструктиву с Минтрансом, который возражал против альтернативы Пулково как аэропорта гражданской авиации. Мы пошли навстречу Минтрансу, и сегодня мы заявляем это, прежде всего, как проект грузовой авиации. В Сиверском будет строиться грузовой хаб и хаб малой авиации.
Партнер у нас прежний – «Евросиб», они ведут переговоры, подтягивают и российских, и зарубежных инвесторов. Инвестиции оцениваются по-разному: минимальный объем на первом этапе – примерно 5 миллиардов рублей. Это хорошая взлетно-посадочная полоса, хорошая навигация и хорошие складские площадки. А за примерно 30 миллиардов можно сделать хороший аналог грузовой части «Ле Бурже». Я верю в будущее этого проекта, что он будет двигаться.
А трудности при реализации – это, прежде всего, санкции, которые бьют по возможности привлечения «дешевых» денег. А этот проект должен основываться на «длинных» и «недорогих» деньгах. И, конечно, санкции и антисанкции сдерживают рынок развития грузовой авиации, хотя этот рынок самый перспективный. И сама точка в Сиверском очень перспективная. Например, вылет оттуда экономит 15 минут пути в Москву, на Европу может быть экономия до 20 минут. А это и топливо, и время, и сопутствующие расходы.
Кадры и перестановки
В регионе поменялся «аграрный» вице-губернатор, поскольку Сергей Яхнюк ушел в Госдуму. Его преемник Олег Малащенко продолжит тот же курс или перед ним стоят новые задачи? Какие в целом задачи перед отраслью на ближайшие годы?
– Особо менять курс, наверное, не надо. Перед Малащенко стоит задача сохранить лидирующие позиции в целом по сельскому хозяйству на Северо-Западе и в России – по отдельным показателям, где мы безусловные лидеры.
Еще одна задача – обеспечить реализацию тех преимуществ, которые нам дают антисанкции: хороший спрос и хорошие возможности на рынке для развития новых линеек продукции, которые нам были никогда не свойственны. Например, рыба. Сегодня по форели мы входим в тройку лидеров России. Шампиньоны. Сегодня, если «Выборжцем» будет реализован проект по шампиньонам, который я представлял на «Агроруси» председателю правительства Дмитрию Анатольевичу Медведеву, мы закрываем полностью рынок шампиньонов Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В начале 2018 года планируем открыть новое производство «Выборжца» по зелени – и мы полностью закроем потребность и Петербурга, и Ленинградской области в этой продукции. Мы никогда об этом и не мечтали.
Следующее направление – производство сыров. Ниша производства твердых сыров достаточна, но здесь нужно иметь на сельское хозяйство несколько другой взгляд. Это не просто наличие молока, но наличие молока определенного качества. Это должен быть другой белок, должна быть другая плотность и жирность. И нужен комплексный подход: если мы хотим наладить производство сыров – должны изменить животноводческую отрасль. И приход нового человека на хорошую базу дает возможность незашоренным взглядом на эти проблемы посмотреть.
Вам СМИ периодически прочат переход на другую должность – губернатора Петербурга. Обсуждалась ли с вами такая возможность? Как вообще вы относитесь к подобным слухам?
– Вокруг каждого губернатора постоянно возникают слухи: то его повышают, то его понижают, то его отправляют в отставку. Я не знаю ни одного своего коллеги, вокруг которого такие слухи бы не ходили. Даже комментировать не очень хочется, потому что это перманентное состояние. Я знаю одно: у меня контракт с жителями Ленинградской области до 2020 года. Право на этот контракт я добился на выборах губернатора. Второй мой контракт и обязательства – перед президентом Российской Федерации, который дал мне возможность и доверил мне выставить кандидатуру на выборах 2015 года. Я понимаю, что одно дело – просто выборы, и другое – выборы при поддержке президента. Поэтому я добросовестно стараюсь этот двойной контракт с работодателем и населением отрабатывать. У меня других мыслей нет. Да, я амбициозен – в том смысле, что я хочу свое дело делать хорошо. И дело не в рейтингах, а в том, что, действительно, как говорят, «жизнь налаживается». Мы с ленинградцами часто начинаем это говорить. А дальше – вы знаете, что любая точка в кадровых решениях ставится президентом. Я знаю, что президент на эту тему никаких заявлений не делал. Для меня такие слухи – фон, который сопровождает каждого губернатора.
В тех же слухах обсуждался не просто переход из одного региона в другой. Вас называли «объединителем» – якобы вы можете реализовать давнюю идею объединения Петербурга и Ленинградской области. Целесообразна ли, по-вашему, такая идея? Изучалось ли мнение жителей Ленинградской области по этому вопросу?
– Различные социологические компании, различные организации, разные политологи и политтехнологи периодически вокруг этого строят домыслы, проводят опросы. И практика показывает, что единого мнения ни у жителей Петербурга, ни у жителей Ленинградской области нет. Недостаток аргументов и недостаток информации не дают им возможности сделать окончательный вывод. Еще не пришло время тому, чтобы вокруг этой информации проводить профессиональные дискуссии. Оно не пришло, потому что нет решения на государственном уровне. Мы должны руководствоваться не только желанием или мнением отдельных политических групп, политтехнологов, общественных организаций, даже отдельных групп населения. Мы должны понимать, что мы два серьезных субъекта на карте Российской Федерации. И непростых субъекта. Прежде всего, в геополитическом плане. Мы приграничные субъекты, а судьбу приграничных субъектов необходимо решать, исходя из государственных интересов. Вот если будет государственное решение в сторону объединения, мы должны будем найти аргументы, провести дискуссию согласно Конституции с нашим населением. Для меня это не первоочередная задача. Более того, в «библиотеке» в моей голове эта книжка находится на третьей полке с краю. Я к этой теме практически не возвращаюсь. Иногда о ней читаю. Обсуждать никто не запрещает, но есть понятие стратегических интересов страны. Я региональный политик, большая политика – не мое дело. Но я понимаю, что регионы должны работать как единый организм на результат всей страны. Будет принято решение в стратегическом плане, оно будет реализовано. Пока, насколько я знаю, серьезных разговоров на эту тему нет.
Как сейчас область взаимодействует с Петербургом, какие «болевые» точки остаются нерешенными?
– С одной стороны, мы очень далеко продвинулись во взаимоотношениях с Петербургом. По целому ряду вопросов у нас работают не просто комиссии, рабочие группы. У нас создана дирекция по решению транспортных проблем Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы проводим совместный координационный совет по развитию города и области. Многие спорные вопросы мы решили.
Мы живем как хорошие соседи, хорошие друзья, но споры или недопонимание у нас возникают. Например, жилой район Кудрово, расположенный в Ленобласти на границе с Петербургом. Мы бы хотели построить над железной дорогой виадук. Петербург не очень хочет, ему не очень интересно, чтобы на его стороне появилось это строительство. Вопрос сложный. Когда мы говорим о станции метро в Кудрово, для нас это задача номер 1, для Петербурга в системе развития метрополитена – нет. Развитие пригородных зон, транспортные проекты, льготы – много вопросов, но самый главный итог, что они решаются, исходя из добрососедских отношений.
Спорт и культура
Как ведется подготовка базы в Рощино к ЧМ-2018? После чемпионата она должна стать тренировочной базой ФК «Тосно» и других футбольных команд. Домашним стадионом для него сейчас стал «Петровский». Устраивает ли вас эта ситуация? Не планируется ли все же при поддержке областных властей создание нового стадиона в регионе?
– По Рощино мы идем по графику. Две недели назад у нас выполнение было около 60 %. Должны завершить первого марта, время у нас есть. Газон уже постелен, сама поляна есть. Сейчас мы ведем благоустройство, проводим свет, устанавливаем бытовые корпуса. Это будет хорошая база, на которой можно будет проводить тренировки «Тосно». Площадка может стать опорной базой клуба. Мы готовы эту базу предоставить и для детского футбола, проводить там детские соревнования. В любом случае, это инвестиции в дело – не столько в профессиональный спорт, сколько в массовый.
Что касается ФК «Тосно» – непростой проект. Пока его тянет на себе только узкий пул инвесторов. Надо его расширять. Сегодня непросто привлечь другие крупные компании к его финансированию. Мы пытаемся это сделать. Но что-то у нас не очень это получается, поэтому пока мы не ставим перед «Тосно» и перед собой амбициозных задач – дай Бог выжить в непростых условиях Премьер-лиги и удержаться в ней. Есть у меня проект так называемой «народной команды», но его юридически можно реализовывать только после завершения сезона – создать первый в России акционерный народный клуб. Чтобы каждый, кто неравнодушен к футболу, начиная от крупного предприятия и заканчивая любым жителем, мог приобрести акции, создав акционерный капитал клуба. «Спартак» называют народной командой. На самом деле это не так. Я хочу создать народную команду, где акционерами выступят жители Ленинградской области и все болельщики «Тосно». Но это не значит, что мы не будем просить крупный бизнес помогать «Тосно».
Сами мы не вкладываем бюджетные деньги в поддержу профессионального футбола, мы вкладываем только в массовый спорт, в разы увеличивая финансирование.
Что касается стадиона. Я благодарен сегодня и губернатору Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко, и клубу «Зенит» за то, что сегодня мы играем на «Петровском». Это было наиболее оптимальное решение. Ленинградская область большая, и логистика такая, что проще приехать в Петербург, чем в Тосно, Гатчину или Всеволожск. Но я не отказываюсь и от другого обязательства: если мы удержимся в Премьер-лиге и будем понимать, что у нас есть своя народная команда, мы готовы в районе кольцевой автомобильной дороги построить областной стадион, который будет являться базовым стадионом клуба «Тосно». Это будет стадион европейского типа – современный, недорогой и абсолютно понятный по конструктиву. Не будем ничего изобретать — никаких сдвижных крыш. Мы будем делать его по количеству зрителей таким, чтобы соответствовал Премьер-лиге. Но мы не замахиваемся на что-то большее.
Почему в районе кольцевой? Потому что мировая практика показывает, что стадионы должны быть вынесены из зон массовой застройки. Они должны быть максимально обеспечены логистикой: это развязки, общественный транспорт и личный транспорт, современные стоянки, легкий подход и легкий отход.
У нас даже предполагается место – это Кудрово, с другой стороны КАД. В свое время мы это место предлагали «Зениту» для строительства стадиона, но тогда победила другая точка зрения. Хотя сегодня все говорят, что место идеальное даже для строительства огромного стадиона. Там можно построить и гостиницы, и тренировочные поля, и все остальное. Мы посмотрим завершение сезона в 2018 году и посмотрим, как пойдет проект «народной команды». Собственник «Тосно» готов расстаться с контрольным пакетом, сделав народную акционерную команду.
Большой резонанс получила тема реконструкции исторического центра Выборга и ваши слова о том, что квартал Солберга проще снести и восстановить заново по чертежам. Есть ли уже концепция культурного пространства, которое должно появиться на этом месте? Планируется ли привлекать сюда частных инвесторов? Сколько сейчас всего требуется денег, чтобы полностью восстановить и реконструировать Выборг?
– Самый главный шаг мы провели в 2017 году, когда пошел спор, когда, казалось, нам было бы выгодно спустить все на тормозах, провели историко-культурную экспертизу и включили объекты Выборга в реестр культурного наследия как региональный памятник и как наследие народов Российской Федерации. Когда тебя все начинают бить, что легче всего сделать? Сказать, что в реестр не включен, статус непонятен.
В любом случае это не дело губернатора – решать, что делать на месте квартала Солберга. Сегодня этой темой занимаются профессионалы, которые и предложили деление на 4 зоны, использование этих зон как различных пространств, и, я думаю, это абсолютно правильно. Там, где памятник утрачен полностью, нам предлагают фрагменты вписать в парк ландшафтного дизайна. Там, где сохранены фасады, внешний вид зданий – провести максимально бережные реставрационные работы, чтобы сохранить внешний вид квартала со стороны улицы, а внутри организовать современное пространство. Более того, чтобы закрепиться в этом решении, мы в следующем году проведем в Выборге международную конференцию, куда уже заявились и финны, и шведы, и ряд крупных европейских компаний. Нам важен их опыт.
Мы провели очень серьезную оценку сохранения исторической части Выборга: 260 объектов хотим восстановить, цифра на проект крепкая – 28,5 миллиарда рублей. Самое главное, что нас поддерживает президент Российской Федерации, который дал соответствующие поручения. И эти поручения вылились в две принципиальные вещи: мы попали в федеральную программу отдельной строчкой «Реставрация исторической части города Выборг», и мы попали в число городов России, которым присвоен статус «город-музей». Этот статус дает возможность рассчитывать на помощь федерального бюджета в реставрации исторической, музейной части города.
Неслучайно 91 годовщину Ленинградской области мы проводим в Выборге. Неслучайно мы через фонд капитального ремонта акцентируемся на реставрации исторических зданий в Выборге. У нас там почти 70 зданий попадает в программу. Я уже не говорю о том, что мы привлекли средства Международного банка реконструкции и развития на реконструкцию парка Монрепо – более 700 миллионов рублей. Почему-то об этом не говорят, когда нас критикуют.
Я недавно спросил активистов-градозащитников: «А почему вы 30 лет молчали? 30 лет Выборг разрушался, а вы сидели и молчали». На что они ответили: «Так ничего же не происходило, чего было кричать?». Получается, как только кто-то начал что-то делать, тут же они появились, начали давать советы. Вы тогда будьте справедливы в оценках: «Вот тут у вас упущение, а здесь вы молодцы»… Непросто быть губернатором, но, возвращаясь к первому вопросу, мне главное, чтобы оставалось неравнодушие. Есть неравнодушие, действительно есть желание получить результат и, наверное, это главное.