Тренды зимы: коронавирус, неопределенность, выборы

Пандемия коронавируса, очевидно, только набирает обороты. Кто бы что ни говорил о готовности отечественной системы здравоохранения к борьбе с заразой, а вести из регионов неутешительные: в ноябре Россия достигла очередного антирекорда — свыше 20 тысяч зараженных. Уже и главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко заявил СМИ об отсутствии свободных мощностей. И как ситуация будет развиваться дальше, никто не знает. На этом фоне в состоянии неопределенности живет бизнес и экономика в целом: к чему готовиться — неизвестно. Неспокойно и на политическом поле: в преддверии официального старта выборов в Госдуму сложно предсказать, как будет проходить эта кампания, с каким настроением на голосование пойдут уставшие от бесконечных ограничений и экономической нестабильности избиратели. На эти и другие вопросы попытались ответить эксперты «ФедералПресс».

Ожидания от «коронавирусной» зимы

Чтобы эффективно справиться с пандемией коронавируса и при этом лечить другие болезни, которые никто не отменял, есть два выхода, считает ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Гузель Улумбекова. Первый — максимально вводить ограничительные меры: обязательное ношение масок, дистанционная работа, полтора-два метра при любом общении, гигиена рук.

Второй блок мер связан с увеличением мощности системы ­здравоохранения. Судя по проекту федерального бюджета, который как раз находится на рассмотрении в Госдуме, улучшений в этой сфере не ожидается. «Этот бюджет направлен против здоровья и жизни граждан, а также против стабильности в государстве, поскольку средств, направленных на медицинскую сферу, крайне недостаточно, и их сокращают по сравнению с 2020 годом, — заявила Улумбекова «ФедералПресс». — Бюджет надо увеличивать, дополнительные деньги должны пойти на увеличение коечных мест, лекарства, в том числе кислородные баллоны. Необходимо также привлекать кадры в медицинскую сферу, причем любого возраста — молодежь, пенсионеров, и на это тоже нужны деньги. Если этого не будет, больше людей будет болеть и умирать».

Член комитета Госдумы РФ по охране здоровья Борис Менделевич в прогнозах более оптимистичен. «Учитывая, что мы уже пережили первую волну инфицирования, считаю, что больничных коек должно хватить, — считает Менделевич. — Именно во время первой волны были приняты важнейшие решения о методах лечения, ­строительстве новых инфекционных больниц, другие меры. Сейчас обновляются клинические рекомендации, ведется работа над различными вакцинами».

По мнению Бориса Менделевича, с точки зрения инфраструктуры страна готова. И все зависит от людей, от того, насколько они готовы сами позаботиться о своем здоровье.

Выживание экономики

Эксперты отмечают главный негативный тренд в российской экономике — это пресловутая неопределенность. По словам директора Института реформирования общественных финансов Владимира Климанова, если бы бизнес, к примеру, четко знал, что экономика упадет и надо вводить карантинные меры, то меньше бы усилий тратил на подготовку к возможному свертыванию. При этом на государственном уровне должны быть многосценарные варианты развития событий с учетом рисков. Их нужно заложить в различные стратегические документы. Сейчас эти многовариантные сценарии, по мнению экономиста, используются незначительно. Достаточно обратить внимание на проект общенационального плана действий в достижении национальных целей или план по восстановлению экономики и другие документы. «Планы, которые принимались год назад, пересматривались весной и адаптировались осенью. И они уже отличаются друг от друга. Нет оснований говорить, что в будущем не возникнет ситуации с необходимостью их корректировки», — отметил Климанов.

Промышленный эксперт Леонид Хазанов считает, что для отечественной индустрии нынешняя зима будет непростой сразу по трем причинам: из-за пандемии коронавируса, нестабильности курсов валют и низких цен на нефть и газ на мировом рынке. При этом, по словам Хазанова, влияние пандемии будет ничуть не меньше, чем других двух факторов. Связано это с тем, что практически на всех российских предприятиях приняты меры по предотвращению заражения персонала коронавирусом: тех, кто может трудиться из дома, отправили на удаленку, остальных оставили. «Естественно, рабочие как были на производстве, так на нем и трудятся, поскольку его остановка создаст большие проблемы для любого завода, начиная от срыва сроков выполнения ранее полученных заказов и заканчивая финансовыми потерями», — пояснил Хазанов.

Уже есть пример, когда пандемия коронавируса привела к остановке большого предприятия — Курганского автобусного завода. Из-за вспышки заболеваемости сотрудников КАвЗ не смог выполнить поставку 100 автобусов в Новокузнецк. «На предприятиях нужно заниматься профилактикой. Впрочем, у них уже есть опыт работы в условиях карантина минувшей весной и в случае повтора будет легче адаптироваться. Зато для разработки новых видов продукции коронавирус вряд ли будет помехой. Как раз сейчас этим и надо заниматься, чтобы с оживлением деловой активности было что предложить рынку», — ­уверен Леонид Хазанов.

Выборы с риском для власти

6 ноября глава Центризбиркома встретилась с Владимиром Путиным. Она рассказала о новом российском политическом тренде: во власть рвутся не только уборщицы, а еще «23 доярки, 11 телятниц, 34 кочегара, два кузнеца, 24 охотоведа и 11 чабанов». В целом, по словам главы ЦИК, люди стали более требовательными, хоть и «доверие к итогам выборов осталось высоким».

Кроме того, Элла Памфилова ожидаемо предложила на системно-правовом уровне «развести учебный процесс и избирательный, поскольку почти половина участков расположены в школах». Речь о переносе ЕДГ, который, как известно, теперь будет многодневным. Только вот детали этого предложения обсуждались уже на закрытой части встречи.

Вообще, предстоящая зима принесет немало хлопот не только властям, медикам и бизнесу. Считаться с пандемией, искать новые технологии работы ­придется прежде всего тем, кто намерен баллотироваться в Госдуму, как, впрочем, и в другие органы власти. Хотя, по мнению руководителя агентства политического консультирования «Игнатов консалтинг» Алексея Игнатова, большая часть избирателей «не живет в парадигме приближающихся выборов». «Люди живут в условиях страха коронавируса, нехватки лекарств, очередей на мазки и КТ. У них выборы в Госдуму на периферии сознания», — отмечает Игнатов.

Второй тренд характерен для действующих депутатов, потенциальных кандидатов, политтехнологов и политологов, партий, управлений внутренней политики в Центре и регионах — для них важно находиться на виду. «Как наложится одно на другое, сложно сказать, — считает эксперт. — Возможно, политики попробуют использовать антикоронавирусные настроения для поддержки населения. Причем необязательно только раздавать маски, можно использовать информационную поддержку, кому-то организовать доставку препаратов на дом и так далее».

Например, кампания «Единой России» уже началась: партия еще весной начала реализацию проекта поддержки людей в пандемию. Сейчас и среди единороссов, и в парламентской оппозиции идет борьба за выдвижение по удобным территориальным списочным группам. Алексей Игнатов полагает, что активность будет только у 16 партий, у которых есть «парламентская лицензия» для участия в выборах без сбора подписей. «Партии без такой «лицензии», скорее всего, не соберут необходимое число подписей. Скорее всего, малые непарламентские партии будут собирать людей в округа с целью политического торга. Этот процесс будет происходить зимой и весной, а к лету уже появятся определенные политические контуры. Другими словами, зима и весна будут использоваться партиями для внутренней подготовки к выборам», — считает собеседник «ФедералПресс».

По мнению Игнатова, таких глобальных событий, как послание президента 15 января 2020 года и последовавшая за ним отставка правительства, ожидать не стоит. «События будут локальными, — прогнозирует эксперт. — Вместе с тем могут появляться разного рода сомнительные инициативы отдельных политиков, как, например, предложение ограничить пенсионеров в денежных переводах».

 

Автор: Оксана Дякина