«Сектор, который растет на 15% в год». О настоящем и будущем креативной экономики России

Для российской экономики рынок креативных индустрий — еще новый, слабо сформированный сектор. На общегосударственном уровне до сих пор отсутствует профильное законодательство. Но каждый год в России оборот креативного бизнеса растет. О настоящем и будущем экономики знаний и идей мы поговорили с директором Фонда «Инносоциум» и Форума креативного бизнеса Еленой Марининой.


В разных странах подходы, с помощью которых ту или иную деятельность относят к креативной индустрии, различны. Какую деятельность в России сегодня принято относить к креативному сектору? Есть ли у него свои особенности, характерные только для нашей страны?

В России к таким областям обычно относят изобразительное искусство, музыку, кинематограф, моду, дизайн, рекламу, журналистику и другое — все виды деятельности человека, в основе которых лежат творчество, оригинальные идеи и интеллект.

Для российской экономики рынок креативных индустрий — это еще новый, слабо сформированный сектор. На общегосударственном уровне до сих пор отсутствует профильное законодательство. Отдельного рынка как такового, с четкими границами и правилами, еще не существует, хотя в нашей стране есть все предпосылки для развития креативных индустрий как полноценного сектора экономики. Все сферы — кинематограф, журналистика, дизайн, архитектура — живут по отдельным, собственным правилам и никак не связаны друг с другом. Это становится барьером при обсуждении инициатив, направленных на развитие всего сектора креативных индустрий.

На Форуме креативного бизнеса, который прошел в рамках стартового дня деловой программы ПМЭФ 2 июня и на дискуссионной тематической площадке в ключевые дни форума, мы обсудили все аспекты развития креативных индустрий и представили план развития таких индустрий в России с учетом международных практик. Благодаря этому форуму мы объединили мировых лидеров креативной сферы, представителей академической науки, политиков и бизнесменов, чтобы обсудить развитие креативной индустрии в России, мировые тренды, а также сформулировать общие задачи и создать платформу для трехстороннего диалога.

Как пандемия повлияла на креативную экономику?

Пандемия двояко отразилась на сфере креативных индустрий. С одной стороны, она довольно ощутимо сказалась на таких направлениях, как кинематограф, музыкальный бизнес, архитектура, мода, индустрия развлечений, так как привела к отсрочке проектов, потере бюджетов и неопределенности в будущих планах. В то же время в IT, маркетинге, журналистике, дизайне, разработке игр проще было адаптироваться к неожиданным вызовам пандемии из-за специфики работы в этих сферах, которая не предполагает постоянно нахождение в офлайн-пространстве.

За время пандемии мир практически ушел в режим онлайн. Новый формат работы, использование ­цифровых технологий послужили акселератором для выявления новых возможностей креативного бизнеса. Компании уже не смогут полностью отказаться от онлайна, а будут использовать agile-подход и работать в двух направлениях. Кроме того, это послужило дополнительным толчком в развитии AR-, VR- и MR-технологий.

Какие кардинальные изменения произошли за период пандемии со сферой креативных индустрий? Это же не только уход в онлайн? Может, есть вещи, незаметные многим, но они определят нашу жизнь на ближайшие десятилетия?

Во-первых, теперь компании уделяют больше внимания кризисному менеджменту и прогнозированию рисков, чтобы быть готовым к независящим от них факторам влияния на их деятельность. Во-вторых, гибкость, скорость адаптации, стрессоустойчивость и креативность показали себя как важнейшие soft-skills во время пандемии. Компании хотят видеть в своих кругах именно таких людей, которые будут здраво мыслить и творить, несмотря на то, что «за окном». В-третьих, это уход в онлайн и использование цифровых технологий, что послужило акселератором для выявления новых возможностей креативного бизнеса. Компании уже не смогут полностью отказаться от онлайна, а будут использовать agile-подход и работать в двух направлениях.

В каких индустриях сейчас находятся точки роста? Где вы видите революционные изменения, которые запустила пандемия?

Как директор Форума креативного бизнеса я, конечно, вижу точки роста в креативной экономике. Например, рынок онлайн-образования в России увеличивается на 20–25% в год. Во время пандемии вообще ­случился бум интернет-образования. Другое на- правление — это сфера IT. Это та индустрия, которая помогла многим уйти в онлайн. То есть сегодня IT выступает крепким фундаментом для развития не только креативных индустрий, но и других секторов экономики.

Общество и экономика в целом всегда нуждались в людях, способных придумывать. Но почему раньше таких специалистов считали дополнительным плюсом, а в сегодняшней глобальной экономике они просто необходимы?

Мир не стоит на месте, все стремительно меняется — появляются инновационные технологии, новые направления бизнеса. Огромную популярность в последнее время приобрела agile-парадигма, собственники многих компаний стали осознавать ценность человеческого ресурса. Результатом введения правильных управляющих методик, гибкого менеджмента, стимулирующего сотрудников выходить за рамки поставленных целей, стала прямая дорога многих компаний к успеху на рынке.

В 2020 году в мир ворвалась пандемия, которая фактически полностью перекроила нашу жизнь. И для того, чтобы оставаться на плаву в таком изменчивом мире, людям, особенно предпринимателям, приходилось проявлять гибкость, подстраиваясь под новые условия. Оказалось, что от вызванных пандемией изменений смогли выиграть люди с гибким мышлением, открытые всему новому. Именно люди с развитым креативным мышлением смогли первыми оценить перспективы перехода на онлайн-платформы, внедрить правильные agile-методики для ­организации работы в удаленном режиме. Людей, способных нестандартно мыслить, можно смело назвать двигателями прогресса. Несмотря на достижения в области искусственного интеллекта, до сих пор считается, что только живой человек способен к креативному мышлению, а именно к генерации оригинальных бизнес-идей и нестандартных решений, способных вдохнуть жизнь в бизнес.

Какими темпами сегодня развивается креативная экономика в России?

Каждый год в России оборот креативных индустрий растет. Рост составляет от 6 до 15% в год за последние 5 лет. Однако нам есть куда расти и стремиться. Например, в Великобритании в 2020 году объем креативной экономики составил 10%, а в России только 3%.

Но наша страна сейчас активно развивает направление креативной экономики. Это одна из причин, почему Россия поддержала инициативу ООН об объявлении 2021 года Международным годом креативной экономики.

Сегодня мы реализуем комплекс мер для развития креативного сектора внутри нашей страны. В феврале 2021-го состоялось первое заседание учредителей Федерации креативных индустрий. В нем приняли участие представители бизнеса, творческих профессий, профессиональных организаций. Такие мероприятия позволяют активизировать рост креативных индустрий в России. Актуальная цель на сегодня — это сделать креативные индустрии новым стабильным направлением национальной экономики.

Опять же в рамках этой цели пару месяцев назад Минкультуры РФ ­закончило работу над разработкой концепции развития творческих индустрий. Сейчас документ согласовывается со всеми федеральными органами исполнительной власти.

Взаимодействие государства и бизнеса — это ключевой момент в определении того, насколько быстро креативные индустрии будут развиваться.

Что тормозит развитие креативных индустрий в России?

В России сектор креативных индустрий развивается довольно быстро, но отсутствие профильного законодательства и единого вектора развития на общегосударственном уровне сильно тормозит его развитие. Необходимо разработать дорожную карту поддержки индустрии, создать благоприятную бизнес-среду для привлечения инвестиций. Также для поддержки роста креативного сектора необходимо внедрять весь пул государственной поддержки в виде грантов, субсидий и других видов помощи.

И это не единственная проблема, которая замедляет развитие креативных индустрий в России. Также к причинам торможения развития мы можем отнести отсутствие кадров в этой пока еще новой для России сфере.

Ни для кого не секрет, что сейчас на рынке высокий спрос на ­специалистов в области IT, но этот повышенный спрос не удовлетворяется предложением, потому что квалифицированных опытных кадров в области AI, Big Data, креативных индустрий по-прежнему не хватает. Это связано и со спецификой образования в стране, и с особенностями сферы.

Необходимо запускать центры поддержки творческих индустрий на государственном уровне для подготовки квалифицированных специалистов в креативной сфере.

Кроме того, бизнес может сам принимать активное участие в подготовке кадров. Вместо того, чтобы постфактум искать талантливых выпускников, компании могут создавать собственные проекты, в рамках которых будут готовить молодых специалистов под собственные нужны, а также вкладываться в обучение уже работающих сотрудников. Все вокруг стремительно меняется, и для ­эффективной ­адаптации бизнеса к изменениям сотрудникам необходимо получать дополнительные знания и навыки, чтобы помогать компаниям развиваться.

Можно ли считать креативную экономику одним из столпов экономики будущего?

Безусловно, сектор, который каждый год растет на 15%, можно потенциально назвать одним из столпов экономики будущего. Мы обсудили, что креативные индустрии уже положительно влияют на валовой региональный продукт не только крупных ­городов.

Область влияния креативной сферы постоянно растет. Ее преимущества оценивают все больше людей: это и высокий потенциал для экспорта, и привлекательная инновационная среда, и экономические выгоды в виде привлечения новых кадров и развития туризма, то есть еще и межкультурное взаимодействие.

Уже в ближайшие годы все эксперты уверенно смогут считать креативную экономику одним из основных секторов национальной экономики.

Во многом благодаря ее более высоким темпам развития, чем у других отраслей, потому что этап производства и потребления продукта или услуги намного оперативнее, чем, например, в нефтегазовой отрасли. Вопросы развития этого сектора уже рассматриваются не только на локальном, но и на государственном, международном уровнях. Сейчас главная задача — уметь адаптироваться к неожиданным внешним вызовам, таким как пандемия, чтобы это не останавливало развитие сектора креативной экономики. И тогда можно будет смело смотреть в будущее.

Пандемия обострила процессы персонализации и регионализации в экономике, актуализировав для бизнеса опору на локальные ресурсы. Многие даже начали говорить о крафтовой революции. Вы тоже считаете, что мы двигаемся по направлению к индивидуализации предложения и человекоцентричной экономике?

Персонализация — это новый тренд, который осознали уже многие компании. Вспомним, например, стриминговые или музыкальные сервисы, которые предлагают подборки сериалов и плейлистов на основе личных предпочтений и истории пользования. Еще несколько примеров персонализированного подхода: таргетированная и ­контекстная рекламы, мгновенная реакция на клиентские жалобы и запросы. И для пользовательской аудитории это уже привычный формат общения. Если это не делаете вы, это делают ваши конкуренты, даже если у них выше цена. Все идет к формированию нового слоя экономики — экономике креативного потребления, связанной с ­крафтовым производством для удовлетворения растущих ожиданий потребителей.

Компоненты такой экономики — поиск данных, таргетированное обращение и ориентированное на клиента производство. Уже сейчас мы видим проникновение крафтового производства в разные сегменты рынка — ресторанный бизнес, образовательные учреждения, в сервисы, предполагающие производство под заказ.

Чем креативный сектор может быть интересен инвестору?

Инвестиции в человеческий капитал можно смело назвать одними из самых перспективных. Опять же из-за невероятного роста креативных индустрий. Пока что людям, которые привыкли инвестировать в уже привычные сферы экономики, трудно понять ликвидность креативного сектора. Но уже никто не может отрицать рост аудиторий онлайн-сервисов и площадок. Пандемия еще больше доказала, что креативный сектор, часть из которого без проблем может существовать только в веб-пространстве и с помощью компьютерных технологий, может и должен привлекать инвесторов.

В будущем вложения в инновации, человеческие идеи могут окупиться в разы и принести значительную прибыль. Вспомним о таких гигантах, как Microsoft, Apple, Google, в основе бизнеса которых лежат инновации и разработки инженеров: сейчас капитализация этих кампаний значительно выше, чем у компаний из нефтегазового сектора.

 

Автор: Надежда Плотникова