Как повлияет решение крымского референдума на экономику регионов?
По результатам референдума, который прошел в Крыму 16 марта, в составе Российской Федерации появились два новых субъекта. Эксперты «ФедералПресс» считают, что за вхождение Крыма в Россию придется платить российским регионам: новый субъект требует вливаний для подъема экономики. К тому же агентства понижают рейтинги России, что отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности страны в целом и регионов в частности.
Светлана Несмеянова, директор Институ та государственног о и международного права, профессор кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, доктор юридических наук.
Крым для Российской Федерации — это большие расходы, размер которых объективно пока определить никто не берется. Скажем, та же Свердловская область обращается за финансовой помощью к Москве, а экономический потенциал Среднего Урала с Крымом, при всем к нему уважении, несопоставим.
Тем не менее Свердловская область вынуждена просить у федерального центра денег на развитие. А уж Крыму помощь потребуется куда более солидная.
Там предстоят серьезнейшие реформы в пенсионной, налоговой, законодательной, образовательной и других сферах. То есть им придется в ближайшее время поменять буквально все!
Однако хочу напомнить, что мы всей Россией уже поднимали отдельные субъекты. Например, когда Татарстан готовился отмечать тысячелетие Казани в 2005 году, регионы поддержали республику всеми силами. Так что практика есть, и я уверена, что за развитие Крыма возьмется большинство регионов России.
Кроме того, Крым интересен каждому россиянину в плане туризма, отдыха, продукции сельского хозяйства. Поэтому к развитию полуострова активно начнет подключаться бизнес, которому, конечно, нужны гарантии, что ситуация будет развиваться по российскому сценарию, а не по украинскому.
Думаю, в ближайшее время, когда будут приняты соответствующие законы и Крым войдет в общероссийское правовое поле, начнется интеграционный бум между новой республикой и другими российскими регионами.
Михаил Демурин, политический аналитик, чрезвычайный и полномочный посланник 2-го класса
Конечно, России придется вложить немалые средства для того, чтобы новый субъект РФ был нормально обеспечен электроэнергией, водой и так далее. Но хочу отметить, что у полуострова очень хороший задел. Крым — это и житница, и курорт, там есть морские порты, развитая инфраструктура и так далее. Так что все инвестиции окупятся.
Напомню, что Россия смогла вложить такие непростые с экономической точки зрения годы огромные деньги в Сочи, в Олимпиаду. То есть в нашей стране деньги найти на самом деле не так уж сложно — было бы желание. Что касается Крыма, то здесь ситуация будет положительная и в экономическом, и в политическим смысле. Я уверен, что историческое решение о вхождении Крыма в состав России положительно повлияет на экономику всей страны, пусть не сегодня-завтра, но года через два-три — точно. Так что всем регионам России надо уже сейчас активно сотрудничать с новым субъектом в составе РФ.
Игорь Теущаков, генеральный директор ассоциации «Налоги России»
Надо смотреть, какие санкции введут в отношении нашей страны зарубежные, скажем так, партнеры. Пока все те угрозы, о которых мы слышим, не нашли своего подтверждения. Тем не менее, если сценарий начнет развиваться по пути запрета экспортно- импортных операций, ограничения денежных переводов, сворачивания программ внешнего сотрудничества, то негативные результаты для всей экономики страны и регионов в частности не замедлят сказаться. Например, ограничение поставок отечественного ВПК за рубеж отразится на территориях, где производство военной продукции связано с зарубежными контрактами. Чтобы экономика Крыма заработала в полную силу, в нее придется вложить немалые средства. На первом этапе инвестиции будут исключительно государственные, а раз так, то это — дополнительная статья расходов в государственном бюджете и, следовательно, определенная нагрузка на бюджеты субъектов.
Не исключено, что Крым в дальнейшем попадет в разряд дотационных. Но это зависит даже не от того, сколько он производит, а от того, как федеральная власть выстроит налоговую политику в отношении нового субъекта.