Витторио Торрембини: «За время пандемии ни одна итальянская компания не ушла из России»

За время санкций в отношении Российской Федерации Италия потеряла 12 миллиардов евро и 200 тысяч
рабочих мест, а за время пандемии коронавируса еще больше. Вероятно, это обстоятельство
должно было сказаться на интересе итальянских компаний к России, но не в данной конфигурации.
Уже много лет отношения между российскими и итальянскими предпринимателями похожи на любовь
с ограничениями: отказаться невозможно, реализовывать не всегда просто.
Мы поговорили с главой Ассоциации итальянских предпринимателей в России Витторио Торрембини
и выяснили, за что итальянский бизнес любит Россию, с какими сложностями ему приходится здесь
сталкиваться и только ли мода, сыры и вино — лучшее, что мы можем взять у Италии.


Мы все прекрасно понимаем, что пандемия существенным образом изменила рынок и в какой-то степени отношения между странами. Как отразилась эта история на российско-итальянском диалоге?

На данный момент количество итальянских компаний, которые имеют в России представительства, производство или агентов составляет около ­450–500. Около 100 из них имеют производства в России. Еще 150 работают как представительства на территории Российской Федерации. То есть 250 компаний — это те компании, которые создают рабочие места в России.

Конечно, хотелось бы реализовывать больше проектов и иметь больше перспектив для работы. Но, к сожалению, последние 1,5 года в связи с ­пандемией очень сложно пересекать границы. Например, итальянское правительство российской стороне дает визы на 5 дней для деловых поездок. Для того, чтобы получить такую же визу для въезда в Россию, нужно пройти гораздо более длинную и сложную процедуру. Порой барьеры непреодолимы даже. Поэтому многие проекты и инициативы сейчас заморожены. Это десятки проектов, которые касаются Воронежа, Липецка, Калуги и других городов. Но представители фирм для их запуска просто не могут прилететь. Это технический вопрос, но он довольно серьезный.

Это могло вызвать и отток итальянского бизнеса из России…

Нет, из тех фирм, которые работают с Россией, мы пока никого не потеряли. За время пандемии ни одна ­итальянская компания не ушла отсюда. Естественно, те компании, которые планировали создавать здесь представительства или новые производства, находятся в не очень приятном, но терпеливом ожидании.

А те компании, которые уже работают в России, чувствуют себя вполне успешно и имеют положительные экономические показатели, закрыв 2020 год с плюсом.

Выходит, итальянский бизнес охотно идет в Россию, если есть возможность?

Конечно. И есть ведь разница между бизнесом и обществом. Предприниматели довольно оптимистично смотрят на российский рынок, и очень много предприятий готовы открыть свои представительства или производства здесь, поскольку в России намечаются крупные проекты по развитию разных секторов экономики, а также инфраструктуры. А общество находится под влиянием огромной дезинформирующей кампании, которая идет на Западе. Новости из России проходят только через фильтр западных СМИ и доходят до конечной аудитории в совершенно иной интерпретации. Порой кажется, что в России просто ад.

Почему это не оказывает влияния на планы итальянского бизнеса в России?

Потому что бизнес всегда смотрит на факты и экономические перспективы. Как говорится, «Pecunia non olet» — «Деньги не пахнут».

Какие направления особенно интересны итальянским бизнесменам в России?

Исторически структура ­итальянского бизнеса совпадает с возможностями и потребностями экономики России. Итальянские предприятия, ­маленькие или средние, очень подходят под нужды российских предприятий, поэтому мы чувствуем себя в России очень хорошо. Все думают почему-то, что итальянский экспорт — это мода и стиль жизни. Но это не так. 60% нашего экспорта составляют оборудование и технологии.

После введения санкций и контрсанкций упал ­товарооборот с Италией до рекордно низких 17,8 млрд евро из-за сокращения сотрудничества в агропромышленном секторе. Сейчас объем экономических отношений с Италией превысил планку в 20 млрд евро. Этот рост означает постепенное замещение одних пострадавших секторов другими?

Я бы хотел развенчать этот миф. Поставка итальянских сыров на российские рынки — это очень маленький процент от общего объема наших экономических отношений. Я называю это «поэзией». В России открываются наши маленькие итальянские сыроварни, предприниматели начинают производить моцареллу или твердые сорта сыра типа «Пармезан». Но это бизнес не таких масштабов, чтобы менять тотально совокупные цифры. Самое главное — это присутствие наших компаний, которые предоставляют новые технологии. Это крупный и самый интересный бизнес. Остальное — это изюминка, вишенка на торте. А настоящий тортик — это не агропром. Мы не живем с экспорта моцареллы. Если бы это было так, то Италия давно бы пошла по миру.

В каких направлениях Италия сегодня предлагает технологические продукты?

В очень разных. Мы делаем оборудование для производства строительных материалов, для нефтегазовой отрасли, даже для металлургии. Только представьте, что крупные российские ­металлургические комбинаты около 40% расходных материалов, комплектующих и запчастей покупают в Италии.

Кроме того, сейчас открываются еще новые направления, связанные с энергетикой, в том числе и «зеленой».

Мы периодически видим, что Италия действительно акцентирует внимание на технологиях «зеленой энергетики». Какие перспективы в этом секторе готова открыть Италия России?

Я хочу быть откровенным. Сегодня «зеленая энергетика» — это модно. И это бизнес, который только-только начинает свое развитие. Но итальянские компании уже смогли первыми в России реализовать три проекта производства электроэнергии от ветровиков. Первый комплекс в конце июня будет запущен в Ростове-на-Дону компанией ENEL. Еще два будут расположены в Мурманске. В этот проект вложены довольно крупные инвестиции — 450 млн евро.

А российский рынок готов к этим технологиям?

Я вам скажу, что российский рынок готов, если проект дает быструю окупаемость. Это ваш менталитет — сегодня вы строите завод, а завтра хотите стать миллионером. Поэтому в принципе российские компании готовы, но иногда их тормозит перспектива длинных инвестиций.

Российские и итальянские предприниматели имеют схожие черты?

Они похожи по темпераменту, но разные по менталитету. Прежде всего отличается предпринимательская культура. В России рынок частного бизнеса начал формироваться только 30 лет назад. Поэтому, конечно, пока российские предприниматели отличаются от ­европейских. Это не критика, а просто констатация факта.

В чем выражается слабая предпринимательская культура в России?

Ну, например, прежде чем создать фирму, нужно придумать, кому продавать. А у вас иногда получается, что на первый план выходит то, что я умею производить. Потом продадим! А продадим кому, как? Итальянские предприниматели же очень осторожные. Сначала они хотят узнать, кому продавать, и даже иногда получить аванс за услугу или товар. Иногда эти факторы являются маленькими барьерами для продвижения больших хороших проектов.

Ориентация российской стороны на быструю окупаемость — это единственная сложность, с которой приходится сталкиваться итальянцам, работающим с Россией?

Несколько лет назад мы часто сталкивались с тем, что российские предприниматели активно акцентировали свое внимание на цене и искали самую низкую на рынке. Но потом, слава богу, многие потихоньку поняли, что иногда лучше платить побольше и получить результаты получше.

Сегодня российский предприниматель смотрит не только на цену, но и на качество и готов искать идеальный баланс. В этом аспекте уже не сложно работать. И это хорошо. Ведь даже если наше оборудование или технологии стоят дороже, чем в других странах, но все же оно не самое дорогое на рынке. У Германии, например, самое дорогое оборудование. Но они продают будь здоров! Важно понимать, что нужно быть конкурентными не только в ценовой политике, но и по уровню качества.

Где в России итальянский бизнес чувствует себя лучше: в столице или в регионах РФ?

Хорошо информированные предприниматели, которые подготовились к тому, чтобы открыть свое присутствие в России, очень быстро уезжают из Москвы и выбирают регионы. В регионах легче работать, там больше уважения к зарубежному бизнесу и меньше конкуренция. Внимания, которое уделяют власти и бизнес иностранцам, в разы больше в регионах, чем в Москве. Поэтому ­большинство ­итальянских компаний работают в регионах.

В последнее время итальянские компании все меньше и меньше импортируют под брендом «Made in Italy», постепенно переходя к концепции «Made with Italy». Что на самом деле означает эта модель работы?

Когда говорят «Made with Italy», подразумевают, что итальянская компания прибывает в Россию и открывает завод в партнерстве с принимающей стороной. Я не против этой стратегии, но нужно понимать, что итальянские компании стали крепкими именно потому, что экспортировали. «Сделано с Италией» — это не значит, что фирма закрывается в Италии, а открывается в России. Самое главное в этой истории — кооперация. Мы сами не производим готовой продукции. Мы производим комплектующие. Например, легковые автомобили «Фольксваген» и «Мерседес» на 50% состоят из итальянских комплектующих.

Но каждая фирма должна иметь свой рынок сбыта. Если ваши предприниматели покупают итальянские комплектующие, тогда стоит, наверное, открыть завод в России. Это и есть организация экономики по кооперативной модели.

В целом я против всех этих лозунгов. Надо производить там, где есть рынок. Мне лично «Made with Italy» не нравится. Гораздо честнее говорить: «Мы работаем по итальянской модели».

Что вы обычно рекомендуете итальянскому бизнесу, который только планирует прийти в Россию? Что он обязательно должен знать о российском рынке?

Первая рекомендация — не чувствовать себя суперменом и не думать, что все знаешь. После первых трех дней визита в России надо обязательно поговорить с людьми, которые здесь работают давно, чтобы изучить российскую действительность и ее особенности. Одна из таких особенностей — отношения с местной властью. Это имеет большое значение, как оказалось, в любом регионе. В Италии это не так важно. И еще я обычно советую: лучше подготовить российские кадры, чем пригласить из Италии или Германии армию специалистов. Достаточно очень небольшого количества итальянских руководителей, а остальные кадры иногда даже лучше, чтобы были российские.

Почему?

Потому что стремление в будущее, ваша система образования позволяют российским специалистам при правильной подготовке достигать лучших результатов, чем любым другим зарубежным кадрам. Итальянцы иногда, приехав сюда, думают, что все знают, и говорят: «У нас так принято». Я отвечаю: «У вас да, а здесь все по-другому».

Я считаю, что в России легко работать. Самое главное — сделать правильные шаги.

 

Автор: Надежда Плотникова