Своих не бросаем, но воспитываем. Новые тренды внутренней политики России
Формирование нового кабинета министров и последние губернаторские перестановки подвели черту под очередной вехой развития политической системы России. Кремль вплотную занялся подготовкой и встраиванием новых лиц в фундамент государственного управления, ознаменовав становление эры технократов. Подробнее о новых трендах российской внутренней политики – в материале «ФедералПресс».
Курс на обновление кадров в системе государственного управления был взят еще в начале прошлого года, когда ряд регионов возглавили так называемые молодые технократы – профессиональные управленцы. Впоследствии постепенное омоложение чиновников стало ответом на запрос общества на перемены, и в то же время эти назначения лежали в консервативной плоскости, ибо новые руководители проверены и обучены на своих предыдущих местах работы.
Обученные бойцы
Рулевые внутренней политики на этом не остановились и решились добавить толику демократии в процесс омоложения госаппарата. Речь идет о конкурсе «Лидеры России», где участники хоть и не с улицы пришли, но все же были заинтересованы в движении вверх по социальной лестнице и соперничали друг с другом на конкурентной основе. Победителей конкурса, как и было обещано, устроили на высокие посты в регионах и в правительстве РФ. Так, например, глава аналитического центра при Минэнерго Павел Сорокин занял пост заместителя министра энергетики. Еще двое участников конкурса удостоились аналогичных постов в Минздраве и Минэкономразвития.
29 мая Дмитрий Артюхов, проходивший отбор в конкурсе «Лидеры России», назначен врио губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Он стал самым молодым губернатором России, ему всего лишь 30 лет.
Что касается кадровой политики в регионах, то тут стала отчетливо наблюдаться тенденция вертикальной ротации, хотя и горизонтальная имеет место, когда одного губернатора перебрасывают на другую территорию. В мае этого года три руководителя субъектов РФ проверили надежность карьерной лестницы, перейдя в правительство РФ. Бывший глава Тюменской области Владимир Якушев возглавил Минстрой, делами Дальнего Востока теперь ведает Александр Козлов, который руководил Амурской областью. А Дмитрий Кобылкин, занимавший пост главы ЯНАО, отныне руководит Министерством природных ресурсов и экологии.
Из города в гору
Новая кадровая политика Кремля не оставляет без внимания и успешных градоначальников. Тюменскую область возглавил Александр Моор. Этого человека, судя по всему, давно готовили к высокому назначению. Моор – выпускник потока Высшей школы госуправления РАНХиГС и учился вместе с уже действующими главами регионов, такими как Андрей Клычков, Андрей Травников, Александр Цыбульский, Александр Бурков. Он входит в список обновленного кадрового резерва президента. В 2016 году Моор был назван лучшим мэром России по версии центра информационных коммуникации «Рейтинг». Назначение Моора – это сигнал мэрам, которые теперь видят возможность продвижения не только в рамках своего региона, но и выше, если, конечно, зарекомендуют себя с лучшей стороны на посту губернатора. За примером, помимо Моора, далеко ходить не надо. Одним из новых членов в новом составе кабмина стал Максим Акимов. Путь к вице-премьеру и куратору по транспорту, связи и цифровизации экономики начался тоже с мэрской должности. Акимов был градоначальником Калуги с 2004 по 2007 год, а потом занял пост вице-губернатора. К его заслугам относят привлечение инвестиций в регион и создание центра автомобилестроения в Калужской области. И хоть в 2012 году он занимал должность заместителя руководителя аппарата правительства, его работу нельзя было назвать публичной при правительстве.
Эксперты считают, что новая кадровая политика Кремля обусловлена в большей степени сменой подходов, а не сменой старых на молодых. Достаточно взглянуть на список президентского кадрового резерва. Лишь трети из него меньше 40 лет.
«Эта политика неизбежна. Идет смена поколений, но дело не в возрасте. Идет замена поколения крепких хозяйственников на «молодых» менеджеров, «западников» по стилю управления. Плюсы этой политики заключаются в технологичности. Минусы – в том, что в экономической политике приоритет отдается не производству, а финансам», – отмечает политолог Дмитрий Журавлев.
Консервативные перемены
Обновление обновлением, но стабильность продолжает оставаться главной ценностью политической системы России. Да, в кабмине появились новые лица, но если в них немного приглядеться, можно увидеть старые аппаратные морщины. При должностях остались, пожалуй, самые непопулярные члены правительства. И если в отношении Виталия Мутко была предпринята рокировка, и его перебросили с места на место, то, например, Владимир Мединский остался на своем посту. В данном случае уместно говорить о правиле, которому не изменяет Владимир Путин, – он никогда не увольняет человека под давлением, внешним или внутренним. В общем, своих не бросает. Клановая составляющая также никуда не делась. Достаточно взглянуть на нового министра сельского хозяйства и обнаружить, что он сын секретаря Совбеза России Николая Патрушева, известного своими дружескими отношениями с президентом. Дмитрия Патрушева с трудом можно назвать успешным технократом. Да, он имеет большой управленческий опыт на посту вице-президента ВТБ и председателя Россельхозбанка, однако результатами хвататься сложно. 2017 год Россельхозбанк закончил с убытком почти в 20 миллиардов рублей.
Из-за сохранения подобных клановых рычагов система госуправления имеет запас прочности. Но отсутствие конкуренции в борьбе за ключевые посты несет серьезнейшие риски.
«Стабильность сохраняется, как базовая ценность. Она тесно связана с именем действующего президента. Установка на сохранение стабильности и сейчас, и в будущем будет распространенной. В то же время необходимо сказать, что для дальнейшего успешного продвижения страны необходимы всяческого рода изменения, которые должны носить институциональный характер», – отмечает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.
Дело не в лицах
Всем этим молодым или не совсем молодым лицам предстоит решать эпохальные задачи. Многие из них были обозначены во время мартовского послания президента Федеральному Собранию. Путин сделал акцент в своем обращении именно на внутреннюю политику и экономику, хотя внешние вызовы, конечно, не остались без внимания. В числе приоритетных задач – обеспечение уверенного долгосрочного роста доходов населения и уменьшения уровня бедности вдвое за ближайшие 6 лет, увеличение демографического роста, решение проблем с жильем, повышение пенсий. С последним пунктом уже проблемы: так как в 2019 году пенсионный возраст будет повышен, то индексация выплат станет лишь ложкой меда в бочке дегтя. Президент также ждет увеличения ВВП в 2025 году в полтора раза и притока инвестиций в российскую экономику до 28 %.
Российские эксперты с осторожностью отвечают на вопрос, по силам ли новым кадрам справиться с задачами президента. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков считает одной из главных проблем то, что государство остается донором для ряда институтов развития.
«Есть управленческие вызовы, многие госорганы не выполняют те функции, которые за ними закреплены. Есть политические вызовы. Об этом говорил и президент в послании. Ключевая проблема – отсутствие внутренней конкурентной среды для политики. Она приобретает серьезный характер. Если мы хотим добиться устойчивости системы, то мы должны двигаться в этом направлении», – отмечает эксперт.
С другой стороны, раз появляются такие проекты как «Лидеры России», значит, конкурентное поле на политической арене имеет шансы зацвести. Главное, чтобы это не осталось разовой акцией, а превратилось в традицию, когда действительно талантливым управленцам дают возможность проявить себя на высоких постах. И пусть наших технократов иногда называют безликими из-за их незаинтересованности в личном пиаре, но гражданам России важнее результат.
«Не стоит ожидать от них радикальных стратегических изменений, но будут тактические. Новые молодые руководители будут быстрее бегать, выше прыгать и дальше плавать, чем их предшественники. Технократизм – это процедура, а не человек. Когда процедура важнее человека, лица не разглядеть», – считает политолог Дмитрий Журавлев.
В целом, политологи позитивно оценивают кадровую политику Кремля. Да, новые назначенцы, может, и связаны с теми или иными кланами и элитами на местах, но их главное отличие от своих предшественников заключается в том, что они, как единая цепь, пронизаны линией федерального центра. Технократы призваны не для повышения рейтинга власти, а для технологического решения конкретных проблем.
«Люди, которые отражают веру нашего президента в то, что систему надо не менять, а улучшать. И улучшать ее можно, поставив более эффективных, энергичных, образованных и менее коррумпированных людей, которые будут проводить в жизнь политику, вырабатываемую федеральным центром. Такие солдаты Путина. Этот подход может нравиться или нет, но он есть», – отмечает политолог Георгий Бовт.