Кавказ за Путина, Крым против Грудинина. Как голосовали регионы России за кандидатов в президенты

Страна подводит итоги выборов президента 2018 года. Эксперты высчитывают явку в регионах, проводят параллели с предыдущими выборами. Мы решили сделать региональную разметку и понять, как регионы голосовали за кандидатов. Кто меньше всего поддержал Путина, где поддержка Грудинина, Собчак и остальных кандидатов оказалась самой высокой. Подробности — в материале «ФедералПресс».

Футбольные комментаторы, когда результат матча очевиден и одна из команд разительно превосходит своего соперника, часто говорят: «Давайте искать интригу не в счете на табло, а в том, например, сколько раз аутсайдер добежит до чужой штрафной и забьет ли хет-трик форвард лидирующей команды». Так и в случае с выборами президента России. Фаворит, очевидно, разгромил своих соперников, которые не сумели создать интригу. Поэтому стоит обратить внимание не на итоговый результат, а на региональную динамику голосов за каждого из кандидатов. И здесь уже прослеживаются интриги.

Кто за кого

Наибольший процент голосов за Владимира Путина отдал не Крым, как это ожидалось. Полуостров по этому показателю на втором месте. Кабардино-Балкария отдала за действующего президента 93,38 % голосов, показав при этом аномально высокую явку в 91,80 %. Другие кавказские республики, такие, как Чечня и Дагестан, тоже продемонстрировали практически поголовную поддержку Путина. Более 90 % избирателей проголосовали за действующего президента.

Республика Саха (Якутия), Алтайский край и Приморский край показали самый низкий результат по поддержке Путина — около 64 %. Именно в этих регионах самый высокий результат у кандидата от КПРФ Павла Грудинина: 27,25 %, 23,67 %, 21,39 % соответственно. Также по 20 % Грудинину отдали Алтай и Омская область. А вот крымчанам явно не понравились усы директора Совхоза имени Ленина. В республике Крым 2,20 % избирателей проголосовали за Грудиина, а в Севастополе — 3,59 %. Также очень низкий результат у него по Тыве — 3,51 %.

Сибирь, Дальний Восток, Забайкалье традиционно поддерживают Владимира Жириновского. На фоне общего падения электоральной поддержки лидер ЛДПР получил больше всего голосов в Республике Коми — 10,24 %. В Забайкальском крае — 10 %, в Ненецком автономном округе — 9,89 %. Именно в этих регионах сосредоточился ядерный электорат Жириновского. Республики Кавказа ожидаемо почти не голосовали за лидера ЛДПР. Видимо, не могут ему простить высказываний националистического толка. Дагестан и Чечня отдали Жириновскому 0,27 % и 0,25 % голосов, Кабардино-Балкария — 1,03 %. Также довольно низкий показатель у политика и в Крыму — 1,81 %.

Ксению Собчак больше всего поддержали Москва и Санкт-Петербург — 4,33 % и 4,08 % соответственно. Также она получила достаточно высокую поддержку у граждан, проживающих за пределами России, — 4,17 %. Ну и практически нулевые проценты Собчак продемонстрировала в республиках Кавказа. Замыкает список Северная Осетия с 0,22 %. И это ожидаемо, ведь во время своей поездки в Ингушетию она пообещала поднять вопрос с Пригородным районом. Именно спор за эту землю стал причиной военного конфликта между осетинами и ингушами в начале 90-ых. Кандидат «против всех» подняла взрывоопасную тему, за что и поплатилась.

Вообще, в Москве и Санкт-Петербурге традиционно наблюдается высокая поддержка либеральных кандидатов. Григорий Явлинский здесь также получил самые высокие проценты — 3,17 % и 3,18 %. Неожиданно в тройку лидеров по показателю поддержки Явлинского вторглась Ингушетия — 2,37 %. Остальные республики Кавказа отдали за Явлинского меньше одного процента голосов. Впрочем, это тоже традиционно.

А что Титов? А Титов, будучи кандидатом от бизнеса, в пух и прах провалил свою кампанию, набрав 0,76 %. Больше всего голосов досталось Титову от Ингушетии — 1,84 %. В тройке лидеров — Санкт-Петербург и Москва: 1,57 % и 1,56 % соответственно. В Карачаево-Черкесии бизнес-планы Титова совсем не приглянулись. Там он получил 0,18 %. В Тыве — 0,21 %, а в Крыму — 0,26 %.

Товарищ-кандидат или кандидат-товарищ Максим Сурайкин не сказать, что удачно выступил в роли спойлера Грудинину со своим результатом 0,68 % по стране. Десять «сталинских» ударов более всего приглянулись жителям национальных республик. В Северной Осетии за Сурайкина проголосовали 1,81 %, в Татарстане — 1,68 %, в Карачаево-Черкесии — 0,99 %. Коммунистические идеи явно пока не в тренде Крыма. В Республике «товарищу» Максиму отдали голоса 0,21 % избирателей, а в Севастополе — 0,24 %. В топ-3 аутсайдеров по этому показателю вошла Кабардино-Балкария с 0,24 % голосов.

Аутсайдером президентской гонки стал Сергей Бабурин. Удивительно, но самый большой процент голосов он набрал в Чеченской Республике — 1,18 %. Непонятно, что некоторым жителям этого региона приглянулся «русский выбор». В Омской области за Бабурина проголосовало 1,13 % избирателей, в Москве — 0,96 %. Дагестану Бабурин совсем не понравился. Там он набрал 0,12 %. Крым когда-то сделал свой «русский выбор», и он никак не связан с именем Сергея Бабурина. Полуостров отдал за него 0,19 %. В Северной Осетии результат этого кандидата также крайне низок — 0,23 %.

Удержали явку

Какие выводы можно сделать, следуя цифрам по явке? Чуть-чуть не дотянули до пресловутых 70 %, остановились на 67,53 %. Зато результат главного кандидата превзошел все ожидания — 76,69 %.

Как считает политолог, генеральный директор Агентства политический и экономический коммуникаций Дмитрий Орлов, на этот результат повлияло несколько факторов. Путину удалось переманить тот умеренный электорат, который на предыдущих выборах голосовал за Зюганова и Прохорова.

«За Путина проголосовала умеренная часть, в том числе и те, кто голосовал за Зюганова и Прохорова. Крымский консенсус не изменился, но появилась новая патриотическая мобилизации», — отметил Орлов, выступая на заседании экспертного клуба «Регион» 20 марта.

Даже суммарный процент оппозиции оказывается ничтожен по сравнению с результатами Путина. Несмотря на социально-экономические проблемы в стране, россияне проголосовали в пользу стабильности, а не одиозности отдельных кандидатов-оппозиционеров. Политконсультант Эдуард Коридоров считает, что оппозиция должна была сконцентрировать свое внимание на городах-миллионниках.

«Я считаю, что оппозиция совершила две главные ошибки. Во-первых, в очередной раз было продемонстрировано полное рассогласование идеологическое и технологическое между разными персоналиями. Растаскивают и без того маленький ресурс. Во-вторых, непонятно, зачем они такой трип предпринимали по России-матушке, когда нужно было сконцентрироваться на городах-миллионниках с совершенно ясной протестной доминантой», — отмечает член комитета РАСО по политтехнологиям Эдуард Коридоров.

Еще одной отличительной чертой этих выборов стал рост явки в Москве и Санкт-Петербурге — 59,95 % и 63,87 % против 58,10 % и 62,05 % соответственно. Цифры хоть и не такие большие, но многие эксперты предрекали рекордно низкую явку. Эти прогнозы не оправдались.

«Если мы посмотрим голосование в городах-миллионниках, есть и прирост явки, и прирост голосования за Путина. Яркий пример — Москва: по абсолютным цифрам прирост — 1,2 млн человек. Это очень серьезный рост. В других мегаполисах тенденция такая же. Существовала гипотеза, что есть средние, малые города, сельская местность, где поддержка власти из-за патерналистских настроений высока, и есть современные мегаполисы, где выше уровень доходов, выше информированность, там живут люди более критичные, более скептические по отношению к власти. Голосование эту гипотезу опровергает», — считает глава ФОРГО Константин Костин.

Самую высокую явку показали граждане, живущие за пределами РФ — 97,80 %. На втором месте идет республика Тыва — 93,66 %. Тройку замыкает Ямало-Ненцкий автономный округ с 91,90 %. Явку на уровне 90 %, как обычно, продемонстрировали республики Северного Кавказа. Но в целом она упала по сравнению с предыдущими президентскими выборами. В Чеченской Республике в 2012 году проголосовало 99,61 % избирателей. На этот раз цифры не такие вызывающие — 91,54 %. Похожая ситуация в Дагестане: 91,30 % в 2012-м против нынешних 87,48 %. Единственно Северная Осетия компенсировала свои показатели. На прошлых президентских выборах в Осетии проголосовало 80,71 % избирателей, а на этот раз — 89,9 %.

«Снижение явки в нацреспубликах — это хороший знак того, что выборы прошли четно, открыто», — отмечает политолог Глеб Кузнецов.

Команда Путина может быть довольна ошеломляющими результатами своего лидера. Высокая явка, высокий процент — все на месте. Только вот электоральных опасностей и угроз поприбавилось. Так считают и многие политологи. Все дело — в обещаниях, которые по определению не могут быть выполнены в короткий срок, а ведь избиратели именно этого и ожидают.

«Самая большая угроза — это ожидание решения проблем. Никаких изменений реальных в ближайший год не будет. Не будут повышены зарплаты и пенсии, а патерналистские настроения возбуждены. Как это аукнется к сентябрьским и думским выборам — неизвестно», — отметил политтехнолог Евгений Сучков, выступая на заседании клуба «Регион».