30 лет в борьбе за людей: как развивался региональный парламентаризм в России

Первые региональные парламенты появились в России 30 лет назад, и за эти годы в субъектах РФ активно формировались политические механизмы. Местный парламентаризм прошел серьезный путь, переживая все сложности и вызовы, которые стояли перед страной. Что такое региональные парламенты сегодня и какое будущее их ждет? «ФедералПресс» поговорил с представителями заксобраний и областных дум субъектов РФ о том, как развивался местный парламентаризм в России и каковы пути его развития.


Новый уклад новой страны

Точкой отсчета современного российского парламентаризма является 1993 год. «Тридцать лет назад, на сломе эпох, перед создателями новой России стояла очень сложная задача. Социалистическая система изжила себя, необходимо было выстроить принципиально иную структуру устройства нашей жизни. Страна, люди нуждались в переменах, а значит, в тысячах законов», — заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Она напомнила, что современная парламентская система работает в тесном взаимодействии всех органов власти. Именно сотрудничество с президентом и правительством РФ позволяет справляться с вызовами времени.

«Мы сумели настроить и реализовать плодотворное взаимодействие, сотрудничество с президентом и правительством, мы в тесной связке разрабатываем ключевые решения на благо народа и государства. То, что именно этот подход является единственно верным, доказано такими серьезными испытаниями, как мировые кризисы, пандемия ковида, экономические санкции и политическое давление со стороны Запада. Ни один из этих вызовов не привел к сбоям в выстроенной системе принятия важнейших государственных решений, управлении страной», — сказала Матвиенко.

Уровень современного российского парламентаризма не позволяет переходить к крайностям, убежден президент России Владимир Путин. «Несмотря на то, что мнения, точки зрения на пути и способы достижения наших целей общенационального характера — разные, все-таки культура парламентаризма стала настолько высокой, что не позволяет переходить к каким-то крайностям», — заявил глава государства.

При этом развивались как общенациональный парламент — Федеральное собрание, так и региональные парламенты. Россия изначально создавалась как многонациональная федерация, объединяющая различные народы и территории с уникальными культурами, экономиками и климатическими условиями, напоминает член Ассоциации историков Союзного государства Александр Макушин. Для решения сложных вопросов, связанных с этим разнообразием, была выбрана форма федерации, которая, хотя и сопряжена с определенными проблемами, позволяет учитывать интересы каждого региона.

«Как и любое государство, наш региональный парламентаризм прошел через разные стадии своего развития. Вспоминая девяностые годы, можно отметить, что тогда многие депутаты были связаны с местным криминалитетом и бизнесом. Однако благодаря усилиям Владимира Путина и его команды удалось отделить местные финансовые интересы от власти», — указал эксперт. Теперь депутаты не подвержены влиянию крупных местных олигархов, и ситуация значительно улучшилась, подчеркнул Макушин.

«Сейчас мы наблюдаем, как парламентская работа налаживается даже в сложных регионах, таких как Северный Кавказ. За 30 лет региональные парламенты трансформировались из инструментов местного бизнеса в реальные органы власти, способные проводить единую федеральную политику», — уверен собеседник.

Непростое начало

За 30 лет существования российского парламентаризма отношения между исполнительной и законодательной властью пережили разные этапы развития: от конкурентной борьбы до полного взаимопонимания и консолидации идей и ресурсов для решения задач, поставленных государством, работы во благо жителей. Чем больше задач ставится перед представителями исполнительной власти, тем грамотнее и качественнее необходимо выстраивать взаимосвязь с властью законодательной. «Сложнее всего было именно пионерам законодательной власти. Работа начиналась с нуля, и депутаты в условиях новой государственности порой не знали, с чего начать, как развивать парламентаризм», — вспоминает председатель Саратовской областной думы Алексей Антонов.

По мнению председателя Законодательной думы Томской области Оксаны Козловской, формирование парламентаризма в регионе было трудным — на каждом этапе становления новой политической системы возникали кризисные ситуации, которые было необходимо разрешать. В Законодательном собрании Вологодской области напомнили, что 30 лет назад были заложены основы современной политической системы — в период сложных экономических условий, неопределенности и противоречий политикам удалось сформировать фундамент — законодательную базу. «Наши предшественники заложили основу сегодняшней работы, им все пришлось начинать с нуля. В сложных экономических условиях, в период неопределенности и политических противоречий начала создаваться законодательная база», — рассказали в заксобрании.

В Костромской областной думе рассказали о сложностях, которые возникали на этапе формирования новой политической системы в регионе. Первые шаги по становлению механизма нормотворчества сопровождались отсутствием какого-либо контроля и централизованного управления — эти механизмы пришлось создавать позже. «Просто не было никогда», — заявил председатель Костромской областной думы Алексей Анохин. Он напомнил, что после формирования системы политики столкнулись с серьезными вызовами по борьбе с бедностью и поддержке экономики.

Председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина отметила, что за 30 лет было принято более трех тысяч законов, большинство которых доказали свою действенность. «Перечислять законы, которые оказали существенное влияние на развитие нашего региона, можно продолжать долго. За 30 лет принято 3583 закона, из них действуют сегодня 2902. Они на практике доказали свою действенность и необходимость обществу, мы можем по праву ими гордиться», — сказала Бабушкина.
Местным областным думам всегда приходилось непросто, отмечают в Магадане.

«Первым созывам приходилось с нуля создавать правовое поле, не имея перед глазами примеров того, как это должно быть, законодательно преодолевать последствия кризиса финансово-банковской системы, бороться с бедностью в регионе», — рассуждают парламентарии. Сложно шел и переход на смешанную систему формирования депутатского корпуса.

Председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин рассказал о том, что самым сложным, но продуктивным стал период с 2002 по 2007 год. «Я отметил бы работу третьего созыва (2002 – 2007 годы), когда после нескольких лет либерального романтизма начался переход к системной работе по восстановлению экономики, социальной сферы», — сказал он.

В Законодательном собрании Пермского края напомнили о сложном периоде в 90-е годы прошлого века, когда приходилось решать разные проблемы в условиях жесточайшего кризиса. «В 90-е, в условиях бешеной инфляции, роста цен, снижения доходов, принимались срочные меры поддержки. Для малоимущих, инвалидов, семей с детьми вводились льготы, но по факту они не были обеспечены финансированием», — рассказали в ведомстве.

В пресс-службе Самарской губернской думы отметили, что выделить самый трудный период в истории работы парламента не представляется возможным — на каждом этапе депутатам приходилось сталкиваться с трудностями. «В истории областного парламента трудно выделить какой-то один конкретный период, который был самым трудным. Каждый созыв думы был для ее депутатов по-своему важным и трудоемким», — заявили в ведомстве.

Плацдарм для роста

Зачастую работа в региональном парламенте является трамплином для становления дальнейшей карьеры политика — как на федеральном, так и на местном уровне. Часто именно депутаты заксобраний и областных дум занимают кресла в кабинетах исполнительной власти в регионе или в столице или же приходят в парламент федеральный — в Госдуму или Совфед.

«В числе парламентариев обеих палат Федерального собрания есть бывшие депутаты областной думы. Есть также примеры перехода депутатов в федеральные и региональные исполнительные органы», — отмечают в воронежском региональном парламенте.

Один из ярких примеров подобного развития карьеры есть в Магаданской области — в 2016 году первый заместитель председателя областной думы Оксана Бондарь стала депутатом Госдумы. Она активно лоббировала интересы региона. «Переход депутата из областной в Государственную думу положительно повлиял на решение многих насущных для региона вопросов: мы все годы работали с ней в тесном контакте», — добавили в местной думе.

Депутатом Госдумы стала и спикер Калининградской областной думы Марина Огреева, также заняли место в нижней палате парламента и экс-депутаты областной думы Андрей Колесник и Андрей Горохов. В сентябре 2021 года вице-спикер рязанского регионального парламента Дмитрий Хубезов покинул свой пост и стал главой комитета Госдумы по здравоохранению, а в начале октября этого года он стал министром здравоохранения Алтая.

Занимают региональные депутаты и сенаторские кресла. Алексей Синицын, который возглавлял четвертый созыв областного совета Кузбасса, впоследствии стал членом Совета Федерации.

О подходе, который использует ряд региональных парламентов, рассказали в Вологодской области.

«Сейчас мы готовим к запуску «Школу депутатов». Она будет включать шесть образовательных модулей, направленных на повышение управленческого мастерства. Это важно в контексте формирования кадрового резерва», — указали в законодательном собрании региона.

Из Законодательного собрания Нижегородской области в Госдуму и Совет Федерации в прошлом году прошли два депутата — Ольга Щетинина и Владислав Егоров.

Парламент Прикамья стал настоящей кузницей кадров для политиков, рассказали в ведомстве. «Один из самых ярких примеров — Юрий Петрович Трутнев, бывший губернатор Пермского края, сегодня — вице-премьер федерального правительства и полномочный представитель президента РФ в ДФО», — отметили в пресс-службе.

Среди сенаторов и депутатов Государственной думы разных лет — Юрий Медведев, Игорь Шубин, Андрей Климов, Алексей Пушков, Роман Водянов, Ирина Ивенских, Дмитрий Скриванов.

Депутаты регионального парламента имеют возможность карьерного роста, напомнили в Самарской губернской думе. Политики из региона продолжают свою работу в разных органах власти, в том числе в нижней и верхней палате парламента, а также возглавляют министерства. «Возможность карьерного роста в рамках политической системы субъекта Российской Федерации у депутатов региональных парламентов, а также их перехода на работу в федеральные органы власти с учетом необходимого опыта парламентской деятельности, существует всегда», — подчеркнули в ведомстве.

Взгляд в будущее

Региональные органы власти ставят перед собой амбициозные задачи. В Законодательном собрании Калининградской области напомнили, что регион имеет свою специфику по сравнению с другими субъектами федерации в силу эксклавного положения в Европе. «Наша задача — демонстрация российского флага на этой земле, отлаженная системная работа органов власти всех уровней», — отметили в парламенте региона.

Председатель Законодательного собрания Челябинской области Олег Гербер рассказал о трансформациях, которые применяются в региональном парламенте. «Перемены связаны и с организацией работы аппарата по принципам, которые в бизнес-компаниях распространены повсеместно, а в государственных структурах вызывают некий трепет», — указал спикер челябинского парламента.

Политики Томской области реализуют задачи, сформулированные президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, которые помогают обеспечивать устойчивое развитие страны. «Главное, это, конечно же, наши россияне — условия для их развития, безопасности, качества жизни. И, безусловно, поддержка наших участников специальной военной операции, а также членов их семей», — рассказала председатель Законодательной думы региона Оксана Козлова.

По словам председателя Законодательного собрания Нижегородской области Евгения Люлина, главная задача в работе парламента — реализация национальных проектов и поручений президента России. «Главная задача, стоящая сегодня перед органами законодательной власти всех субъектов РФ, помимо принятия бюджета на 2025 год и плановый период 2026 – 2027 годов, состоит, конечно, в нормативном обеспечении реализации новых национальных проектов, поручений президента России, озвученных в послании главы государства Федеральному собранию», — сказал Люлин.

В Законодательном собрании Пермского края отметили, что перед парламентариями стоит задача по разработке законопроектов и обеспечению правовой основы для развития региона. «Задачи те же, условия другие. Как и прежде, региональные парламентарии разрабатывают и принимают законопроекты, осуществляют контроль за их исполнением, совершенствуют нормативную базу», — рассказали в ведомстве.

Председатель Законодательного собрания Камчатского Края Ирина Унтилова рассказала о приоритетных направлениях работы парламента. По ее словам, больше всего внимания уделяется созданию комфортных условий в регионе, его социально-экономическому развитию, приросту населения. «Приоритетными были и остаются задачи, поставленные президентом России. Это социально-экономическое развитие региона, создание комфортных условий для жизни и труда, прирост населения. А с началом специальной военной операции — поддержка наших воинов и их семей», — заявила Унтилова.

 

Автор: Платон Надеждин
Фото: council.gov.ru