Роман Чекушов: «Мы открыли для себя новые рынки»

О работе в условиях санкционных ограничений, выстраивании новых логистических цепочек и новых направлениях экспорта рассказал статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов.

Жесткие ограничения уже не нужны

— С 2022 года действует постановление, ограничивающее вывоз продукции за пределы РФ. Однако все время предпринимаются попытки смягчить эти меры. Произошло ли это смягчение на самом деле?

Ограничения касаются вывоза иностранной продукции, попавшей под санкционные ограничения и необходимой для нормальной, эффективной работы нашего промышленного комплекса. За два с лишним года работы этого механизма можем констатировать, что со своей задачей он справился, предотвратив «шоковый отток» из страны производственных комплексов тех компаний, которые в 2022–2023 годах принимали решения об уходе из России. Кроме того, за это время наметились две тенденции. Первая — российские компании запускают производство все новой номенклатуры. Вторая — дружественные страны также начинают выпускать продукцию, которая замещает прекратившиеся поставки из западных стран.

Мы раз в квартал совместно с коллегами из Минэкономразвития России постепенно сокращаем этот перечень. И будем дальше сокращать, чтобы не ограничивать внешнеторговые операции. Кроме того, мы начали выдавать «горизонтальные» разрешения, не имеющие ограничений по количеству вывозимой продукции. Это связано с обслуживанием техники, значительным объемом партий, широкой географией экспорта. Поэтому готовы двигаться дальше и во взаимодействии с бизнесом искать новые форматы либерализации этого инструмента.

— То есть смягчение происходит не из-за давления бизнеса, а исходя из баланса ситуации?

Мне не нравится слово «давление». Скорее есть запрос от бизнеса, который мы учитываем и принимаем сбалансированное решение. Но, безусловно, важен и баланс — какую номенклатуру производим, покрываем ли внутренний спрос. Экспорт не должен наращиваться во вред производственным цепочкам внутри страны, не должен сокращать ассортимент товаров в магазинах. То есть речь идет об аналитической работе. Однако инициатор — всегда бизнес.

Все меняется

— Насколько структура экспортно ориентированного бизнеса изменилась за последние несколько лет?

Экспорт из нашей страны на протяжении последних двух с половиной лет носил волнообразный характер. Это было связано и с нарушением логистических цепочек, и со все новыми пакетами санкций, и с необходимостью адаптации бизнеса к этим условиям. Поэтому динамику можно увидеть такую: спад — подъем — спад — подъем. Но если говорить в целом, то за половину 2024 года мы выросли по несырьевому неэнергетическому экспорту. То есть многие процессы восстанавливаются. Перед нами стоит задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным, обеспечить рост ННЭ на 2/3 в сравнении с 2023 годом. При этом более корректно сравнивать сегодняшние показатели с прошлым и позапрошлым годами, чем с 2021-м, который был рекордным по объему ННЭ, но в то же время досанкционным.

После введения первого пакета санкций особенно пострадала машиностроительная отрасль. Это было связано с тем, что значительная часть кооперационных цепочек была выстроена именно с компаниями из недружественных стран.

Также было снижение по лесопромышленному комплексу. Это неудивительно, ведь значительная часть продукции этой отрасли, которая, например, производилась в СЗФО, в основном отправлялась в Европу. Но сейчас мы переориентировались на рынки Юго-Восточной Азии, Африки, и постепенно экспорт восстанавливается.

Основные движущие сектора сегодня — минеральные удобрения и химия, металлургия, и, между прочим, лесопромышленный комплекс. Это важно — не ограничиваться, например, одной нефтью. Ведь если кто-то перестраивает свои цепочки и временно что-то перестает экспортировать, то на подхвате другие отрасли.

— То есть экспорт растет благодаря восстановлению некоторых отраслей?

Здесь несколько одновременных процессов. Первое — восстановление производств, которые были ранее, второе — восстановление логистических цепочек. Например, кто бы мог представить два-три года назад, что экономически эффективным будет плыть морем через весь земной шар из Санкт-Петербурга в условный Шанхай или другой порт. А сейчас работают регулярные линии, и продукция из балтийской акватории доставляется с хорошей маржинальностью. То же касается работы по Северному морскому пути, который все активнее используется как нашими, так и зарубежными партнерами.

Третье — мы выстраиваем работу с совершенно новыми странами — Южной Азии, Африки и Латинской Америки. И это тоже позволяет восстанавливать наши экспортные объемы. При этом развитие взаимодействия с новыми странами имеет и отложенный эффект, который в будущем позволит российским компаниям закрепиться на этих рынках.

Конечно, эти рынки сложнее для нас, чем западные, и на это есть две причины. Первая — логистика. Для продажи в одну из стран африканского континента нужно сначала с экспедитором отработать, как туда попасть. Потому что маршрутные такси не ходят каждый день туда. Сейчас работаем над созданием маршрутной сети вместе с крупнейшими логистическими операторами и Минтрансом России. Вторая проблема — расчеты. Почему сложно с новыми странами — дело не только и не столько в санкциях, а в налаживании корреспондентских отношений между банками. Наши банки никогда не открывали сеть в таких сложных странах, потому что не видели товарного потока. Сейчас ситуация меняется, работаем с партнерами в дружественных странах. Эти две сложности — задачи, которые мы совместно с бизнесом успешно решаем.

Работа по цепочке

— В России сегодня реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Многие ожидают, что к концу нынешнего года он серьезно обновится. На ваш взгляд, какую трансформацию он пройдет и чем обрастет в момент перезапуска?

Мы выстроили комплексную поддержку, которой бизнес регулярно пользуется. И это работает на всех этапах жизненного цикла экспортного проекта — от первой мысли «хочу ли я что-то экспортировать» до получения экспортной выручки. При этом инструментарий поддержки надо не только сохранить, но и адаптировать под текущие задачи. Что нам точно нужно делать совместно с бизнесом — это развивать инфраструктурную составляющую. Речь про развитие ключевых международных транспортно-логистических коридоров. Наша задача — сделать дешевый и удобный сервис для компаний.

Кроме того, требуется логистическая инфраструктура за рубежом. Нужно создавать терминалы, порты, промышленные зоны в других странах, чтобы можно было аккумулировать российскую продукцию и потом поставлять ее в том числе на рынки третьих стран.

Плюс сейчас важно создавать совместные с иностранными компаниями производства. Например, обсуждали с коллегами из Таджикистана приоритетные направления сотрудничества — нам интересен хлопок. Обрабатывающее производство эффективнее всего создавать там, где выращивается соответствующая продукция. Такой проект мы сейчас будем поддерживать и запускать в Таджикистане. То же самое касается и Узбекистана. Отдельно можно выделить Объединенные Арабские Эмираты, где российские инвесторы все активнее заходят в различные свободные экономические зоны. Такие проекты мы будем поддерживать.

Регулировать, но не зарегулировать

— Какие основные вызовы стоят перед министерством во внутренней торговле?

Минпромторг РФ является регулятором торговли, и задача нашего министерства — сделать так, чтобы все процессы в торговом секторе проходили безопасно для потребителя, эффективно для бизнеса, а интересы всех участников на всех этапах были соблюдены.

Главный вызов — это регулирование отдельных сегментов торговли, в том числе онлайн, и самым активно развивающимся среди них являются маркетплейсы. Наша задача — скоординировать работу онлайн-площадок таким образом, чтобы потребитель получал качественную услугу, а интересы многочисленных партнеров учитывались, и в то же время создать механизмы для обеспечения безопасности товаров, реализуемых через маркетплейс. При этом регуляторика необходима такая, которая сохранит экономическую эффективность маркетплейсов и доступность сервиса для нас с вами.

Второй вызов — в приоритете государства, чтобы у граждан был неограниченный доступ к своим, отечественным товарам. Кто хочет, конечно, может продолжать пользоваться иностранной продукцией, какой достаточно на внутреннем рынке. Однако необходимо создавать условия, чтобы возможность покупки российских товаров у покупателей расширялась, тем более что сегодня качество российской продукции высокое. Для этого необходимо, чтобы в торговых сетях и в онлайн-торговле российские товары были представлены наравне с иностранными и были заметны, чтобы потребитель мог о них узнавать. Например, все знают, что сегодня внутри страны закрывается потребность по основным продовольственным товарам. Однако у нас еще есть промышленные сферы в непродовольственном сегменте, например косметическая и парфюмерная отрасль, которая существенно подтянулась за последние годы. Сегодня на рынке представлены десятки российских брендов косметики, бытовой химии и парфюмерии. Их узнаваемость за последние годы существенно выросла, и необходимо продолжать этот процесс.

В рамках закона о российской полке, над которым мы работаем, будет обеспечена и минимальная доля отечественных непродовольственных товаров в торговых сетях, и правила продвижения такой продукции в онлайн-торговле. Планируем как раз начать с косметики, парфюмерии, бытовой химии и средств гигиены. Потом подтянем и другие товарные группы, делая акцент на непродовольственных товарах.

Я думаю, со всем перечисленным мы справимся.

 

Автор: Аркадий Канунников
Фото: Иван Кабанов