Юрий Авдалов: «Не поможем производителям компонентов — останемся на азиатской игле»

Отечественное машиностроение в последние годы демонстрирует впечатляющие успехи. В частности, это касается производства машин для коммунального хозяйства страны и дорожно-строительной техники. Однако не секрет, что комплекс проблем в этом сегменте остается столь же типичным, как и для всей машиностроительной отрасли в целом. О том, что беспокоит производителей сейчас и какие решения могут помочь в будущем, рассказал председатель совета директоров курганского завода дорожных машин «Кургандормаш» Юрий Авдалов.

— Как вы оцениваете состояние отечественного машиностроения во второй половине 2024 года?

По результатам первого полугодия мы видим существенную просадку рынка спецтехники, особенно в части техники дорожно-строительной. В первую очередь, это связано с возросшей конкуренцией со стороны китайских производителей. Российскому рынку сложно противостоять субсидированной политике экспорта Китая. Удерживают результаты только направления, связанные с госзакупками, куда иностранные производители не могут осуществлять поставки. Но даже в этих направлениях рынок меняется из-за увеличения ставки кредитования.

— Удалось ли вашему предприятию перейти к реальной локализации производства? Какие комплектующие вы используете для сборки? Можно ли считать вашу ситуацию типичной для отрасли?

Что касается локализации, тут есть определенные успехи, но эти успехи в первую очередь связаны с появлением новой техники, которая как класс исчезла в результате санкционной политики Запада. Технологии уже прижились, поэтому российские производители начали успешно копировать западные образцы. В большей части все это реализуется на базе азиатских комплектующих.

Мы активно работаем над увеличением доли отечественных комплектующих в нашей продукции. В частности, мы начали сотрудничество с рядом российских производителей гидравлических систем и двигателей, которые уже показали себя с лучшей стороны. Но на это нужно больше времени, больший спрос и консолидированная позиция: если мы сейчас не поможем своим компонентщикам, то так и будем сидеть «на игле», только уже азиатской.

— Помимо времени и спроса, что, на ваш взгляд, объективно тормозит расширение производства российских узлов и агрегатов в условиях десятилетнего курса на импортозамещение?

Основным тормозом для перехода на отечественные комплектующие я бы назвал отсутствие выстроенных кооперационных цепочек и элементной базы. Хотя у нас есть талантливые инженеры и качественные материалы, часто не хватает налаженной системы взаимодействия между производителями и поставщиками. Также важным фактором является необходимость модернизации станочного парка и внедрения современных технологий. Все эти аспекты требуют комплексного подхода и значительных инвестиций. Третий фактор — возможно, он ключевой — это, повторю, недостаточный спрос. Рынок РФ в части машиностроения не является очень большим, ранее это частично компенсировалось экспортом, но сейчас он из года в год сокращается ввиду санкционной политики.

— После 90-х годов мы стали привыкать к доминированию на улицах больших городов и на предприятиях импортной техники. Что изменилось в последнем десятилетии помимо введения санкций?

Изменилось многое. Мы значительно улучшили качество нашей продукции, внедрили современные технологии и стандарты производства. Потребитель уже не вынужден выбирать между дорогой импортной техникой и отечественной продукцией там, где она имеется. Мы предлагаем конкурентоспособные решения, которые по многим параметрам превосходят импортные аналоги. Ранее основными препятствиями были недостаток инвестиций и отсутствие государственной поддержки, но сейчас ситуация изменилась, и мы активно развиваемся.

—  Ваше предприятие регулярно генерирует интересные инфоповоды, сопровождаемые эффектными фото и видео современной техники. Какую роль, на ваш взгляд, играет эстетика в успехе на столь специфичном рынке?

Эстетика во всем играет ключевую роль, на любом рынке, включая машиностроение. Качественный дизайн машин и эргономика способствуют формированию положительного имиджа компании и доверия со стороны клиентов. Мы считаем, что эстетика и функциональность должны идти рука об руку, поэтому наши машины разрабатывают лучшие инженерные школы и готовы туда инвестировать.

— Насколько конкурентен рынок коммунальной и дорожно-строительной техники? Особенно — в части госзакупок.

Конкуренция необходима всегда. Я с уважением и вниманием отношусь ко всем нашим конкурентам, конечно же, если эта конкуренция добросовестна. Это стимулирует к развитию, дополнительной мотивации и, безусловно, к повышению качества продукции. Рынок коммунальной и дорожно-строительной техники является одним из самых конкурентных в сфере госзакупок. Наши основные конкуренты — как отечественные, так и зарубежные компании. Мы уверены в своих силах и продолжаем работать над собой — через качество, маркетинг и выход на новые рынки. Мы активно работаем над оптимизацией производственных процессов и улучшением логистики, стремимся обеспечить бесперебойные поставки комплектующих для нашей продукции. В итоге нам удается удовлетворить потребности наших клиентов. Благодаря налаженным кооперационным связям и гибкому подходу к производству, мы успешно справляемся с текущими вызовами.

— Давайте уточним: можно ли одержать победу в конкуренции с готовой продукцией из Китая именно в вашем сегменте? Насколько это реально?

Конкуренция с Китаем в нашем сегменте является серьезным вызовом, как я уже сказал ранее. Ключевыми факторами являются локализация производства, прямые контакты с клиентами, а также поддержка российского рынка со стороны правительства РФ. Заградительные пошлины в виде утилизационного сбора играют свою роль, но я считаю, что это лишь временная мера — до тех пор, пока рынок адаптируется к его очередному повышению. Более эффективным решением было бы, по моему мнению, квотирование импорта, что позволило бы не потерять технологии там, где мы их еще только нарабатываем, и защитить российского производителя в тех направлениях, где мы уже имеем серьезные результаты.

— Какие виды коммунальной и дорожно-строительной техники наиболее востребованы сейчас? Чем вы намерены удивить потребителя в ближайшем будущем?

Если говорить про ДСТ, то наиболее востребованы экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики, дорожные катки и т. д., — как раз те направления, где российские производители до сих пор не обеспечили внутренний спрос и где превалирует китайская техника. Что касается коммунальной техники, то дефицитны такие позиции, как мусоровозы, малогабаритная техника для уборки и прочее. Незакрытые объемы в этих сегментах значительны, и мы активно работаем над их заполнением. В следующем году мы представим новые модели техники для аэродромов, линейку электрических малогабаритных машин.

— Вы дважды упомянули проблему повышения ставок кредитования. Как вы оцениваете инвестиционный климат в целом и как справляетесь с ситуацией сами?

Повышение ставок кредитования создает проблемы для любого бизнеса и, безусловно, для машиностроительных предприятий в том числе. Однако мы давно живем в условиях, когда нужно быть наготове и уметь быстро адаптироваться к шокам. В целом инвестиционный климат в отрасли остается сложным, но мы видим для себя потенциал и инвестируем в перспективные направления. Государственная поддержка в этом нам помогает, например, через такие программы, как промипотека, субсидии на НИОКР и т. д.

— Как вы оцениваете вашу кооперацию с поставщиками? Можете ли вы эффективно влиять на этот процесс?

Кооперация с поставщиками является важным аспектом нашей работы. Мы стремимся к долгосрочным и взаимовыгодным отношениям. Проблемы низкого качества агрегатов и материалов, а также сроки поставок все еще актуальны, но мы активно работаем над их решением. Мы можем влиять на этот процесс, устанавливая строгие требования к качеству и срокам поставок. Иногда приходится дорабатывать поступающие компоненты, но мы стремимся минимизировать такие случаи.

— Какую проблему российского машиностроения вы бы назвали самой существенной?

Первая и главная проблема российского машиностроения в текущий момент — это недостаток инвестиций в модернизацию производства и развитие новых технологий. Без значительных вложений в эти направления сложно достичь высокого уровня конкурентоспособности и качества продукции. Но эта проблема тесно связана с дефицитом высококвалифицированных инженерных кадров, поскольку купить станок — это полдела, необходимо его запустить и наладить эффективную работу. Мы надеемся на активное участие государства в решении этой проблемы, что позволит отечественному машиностроению выйти на новый уровень.

 

Автор: Платон Надеждин
Фото: Пресс-служба АО «Кургандормаш»