Иван Еремин: «Сегодня появился запрос на совершенствование и деполитизированность законодательства в сфере СМИ»
Генеральный директор одного из крупнейших в России межрегиональных медиахолдинов – о том, кто победит в борьбе за аудиторию: редакции или соцсети; какую роль сегодня должны играть традиционные СМИ и зачем нам новая концепция развития информационного общества.
– Как, по вашему мнению, можно было бы разграничить статус СМИ и других производителей контента?
– Я стою на четкой, твердой позиции того, что давно пришло время разграничить понятия производителя контента и ретранслятора контента.
Если говорить о технической стороне вопроса, то неважно, где будет выходить продукт блогера и СМИ. Соцсети, мессенджер, сайты в интернете, эфир радио или телевидения – это каналы, микросреда обитания. Под эти формы коммуникаций нужен отдельный закон о средствах массовой коммуникации.
А СМИ – это производитель контента. И в этом качестве СМИ (или редакции) должны регулироваться отдельным законом.
А сегодня происходит откровенная девальвация значения СМИ. Блогеры должны стремиться стать СМИ. Должно быть крайне сложно зарегистрировать СМИ и также сложно его ликвидировать.
Все участники информационного пространства должны мечтать получить статус СМИ как наиболее авторитетного субъекта.
Сегодня мы этим статусом пугаем и ограничиваем.
– У вас есть какие-то конкретные предложения по изменению ситуации?
– Налицо запрос от отрасли на совершенствование и деполитизированность законодательства а сфере СМИ.
Есть также и дефицит исследовательских организаций и реальных экспертов, и инструмента по изучению, проектированию и разработке нормативной базы.
Скажу вам больше – вообще уже назрела необходимость формировать новую концепцию развития информационного общества в РФ. Прежняя была разработана в других условиях и уже требует серьезного обновления.
Необходимость изменения правового поля деятельности участников информационных процессов приводит к необходимости появления лаборатории законопроектов в сфере СМИ. И наше СМИ совместно с коллегами из других регионов уже планирует создать такую площадку на базе Федерального собрания РФ, где голос от профессионалов, и тем более представителей региональных СМИ, будет услышан.
– Какие основные тенденции на рынке онлайн-СМИ вы наблюдаете?
– Долгое время в погоне за цифрами (трафиком и электоральным весом) был заметен крен в сторону более массовых форматов в интернете, но аудитория сама регулирует своим спросом предложения и в последнее время все больше запрос на нишевые проекты, на сегментирование аудитории. Отсюда и поиск новых каналов и новых адаптивных форм работы с аудиторией.
Сейчас аудитория страдает от переизбытка информации, и она старается отгородиться от информационного шума. И потому, например, все большую популярность приобретают сервисы фильтрования на сайтах.
И я искренне считаю, что в борьбе за возвращение внимания и доверия аудитории победят редакции, а не соцсети или агрегаторы.
Равно как и дефицит, переизбыток информационных каналов и контента приводит к стремлению выйти в более специализированные ниши.
– Это онлайн-контент, а в каком состоянии сейчас находятся традиционные СМИ?
– Здесь уже начинается борьба за аудиторию между каналами развлечений и каналами информирования, каналами осмысления. В России властью была сделана ставка на каналы развлечения как на более безопасную форму информационного взаимодействия с обществом. Оттого у нас и телевизор превратился в театральную сцену. Даже когда смотришь новости, кажется, что это сюжет захватывающего сериала про войну землян с пришельцами.
Но и здесь аудитория постепенно начинает требовать качества (вспомните бунты телезрителей в Новый год), или люди отказываются от просмотров, уходят к радио и печати или читают нишевые СМИ и блогеров.
– Многие считают, что социальные сети сейчас – альтернатива СМИ. Как вы считаете, есть ли повод так думать?
– Социальное сети плотно вошли в нашу жизнь. Но разговоры о том, что соцсети поглотят все другие каналы информирования, не оправдались – это уже сейчас видно. С приходом новых технологий все быстрее теряется интерес к старым (вспомните «Живой журнал»).
С блогерами вообще история не про новости, а про самовыражение, актерское мастерство и формирование у аудитории психологической привязанность к типажу. Блогер – это актер сериала, на который ты подписываешься и ждешь погружения в привычную для себя атмосферу. Новости там не воспринимаются, они там как часть театрального сценария, точнее, декорации. Опять же, информационный шум, который или провоцирует читателя, или создает нужную атмосферу и настроение.
Блогеры скорее относятся к сфере театральных искусств, нежели к отрасли СМИ. Мы же не заставляем актеров регистрироваться как СМИ?
– Какие у вас прогнозы, как может развиваться ситуация с традиционными СМИ и что можно сделать для поддержки отрасли?
– У нас в последние годы вообще был один большой госзаказ на политический театр, на карнавализацию политического и информационного поля, где СМИ и эксперты были бы даже не площадками, а актерами. Сейчас, вроде бы, понимание есть, что нужно разграничивать эти понятия.
Но даже если наверху поймут, что нужно начинать политику восстановления авторитета СМИ как социально значимого института, нас ждет очень долгий путь восстановления доверия у аудитории.
И я надеюсь, что власть разглядит в себе партнера СМИ в этой работе, а не соперника, как в последние годы.
При этом, конечно, без инициативы с мест, от самого рынка СМИ, в том числе от региональных СМИ, быстрого развития этой отрасли ждать не стоит. Наивно предполагать, что власть будет сама печься об интересах СМИ. Но я думаю, она уже готова к диалогу и на законодательном, и на исполнительном уровне. Поэтому мы всячески приветствуем повышение отраслевой активности в направлении усовершенствования законодательства о СМИ и будем помогать оформлять эту инициативу в конструктивные формы, которые приведут к слаженной работе, например, законодательной власти и рынка СМИ по выработке концепции развития рынка СМИ и реализации концепции развития информационного общества в целом.