Воздушные порталы: где и как обновляют инфраструктуру аэропортов

В России более пяти лет активно обновляется региональная аэропортовая инфраструктура. Стартовав в 2018 году в рамках федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, данный процесс не приостановился даже после ограничения прямых воздушных сообщений с рядом западных стран, решивших таким образом изолировать нашу страну от внешнего мира. Продолжившееся развитие российских аэропортов позволило расширить внутренние авиамаршруты, повысить комфорт и безопасность для пассажиров, придало импульс экономике регионов. Что уже выполнено и как правительство справляется с финансированием строительства и реконструкции региональных аэропортов? Расскажем об этом подробнее.

Аэропорт как визитная карточка

Любой аэропорт — это не только объект транспортной инфраструктуры, но и визитная карточка региона. От его состояния, основных функций, технического оснащения зависит регулярность и безопасность полетов, качество обслуживания пассажиров и грузов и конкурентоспособность воздушной гавани.

В течение 2018 – 2023 годов в России было введено в эксплуатацию 33 объекта аэродромной инфраструктуры, в том числе 19 взлетно-посадочных полос. Среди значимых объектов, введенных в эксплуатацию, значатся логистический комплекс в международном аэропорту Жуковский, терминалы B и C в международном аэропорту Шереметьево, новые аэровокзальные комплексы Нового Уренгоя, Домодедова, Новосибирска, Владикавказа, Сангара, Хандыги, Ремезова (Тобольск), Утреннего (ЯНАО), аэропорт «Гагарин» (Саратов), новые пассажирские терминалы в международных аэропортах Саранска, Симферополя и Калининграда, новый пассажирский терминал внутренних воздушных линий аэропорта Гумрак в Волгограде. Кроме того, были реконструированы аэропортовые комплексы в Челябинске, Норильске, Хабаровске, Минеральных Водах, Якутске, Великом Устюге. Проектировщики зачастую подходят к решению творчески: к примеру, нестандартная архитектурная концепция новоуренгойского терминала в виде традиционного жилища коренных народов Cевера — чума — позволила отнести этот крупнейший авиаузел Ямало-Ненецкого автономного округа к одном из самых красивых в России.

При обновлении аэропортовой инфраструктуры основной упор делается на реконструкцию действующих аэродромов с реконструкцией ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок и зданий аэровокзалов. Как заявлял заместитель министра транспорта России Василий Десятков, в 2023 году в региональных аэропортах было введено 9 ВПП — почти столько же, сколько за предыдущие 4 года. Среди подобных завершенных в прошлом году проектов — реконструкция 3-километровой ВПП с применением гидрофобизирующего состава отечественного производства, увеличивающего срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет, и других объектов в аэропорту Магнитогорска, а также строительство нового аэровокзального комплекса на 5 млн пассажиров в год, стилизованного под морской прибой, на Сахалине.

В планы 2024 года входит достройка и сдача в эксплуатацию 13 объектов, включая 9 ВПП в аэропортах Кемерова, Мирного, Орла, Охотска, Полярного, Томска, Воронежа, Грозного и Беринговского (Чукотский АО). Так, после обновления и ремонтов аэропортов в Енисейске и Кирове, позволивших им увеличить пассажиропоток, в этом году совершенствуется инфраструктура Геленджика, на завершающий этап вышли работы в аэропорту Воронежа им. Петра Первого, готовятся к открытию новые терминалы в Чебоксарах и Томске.

Выполняемая реконструкция 6 объектов, в том числе ВВП в аэропортах Бодайбо, Тиличиков, Махачкалы, Йошкар-Олы, аэродромная инфраструктура Мурманска и аэровокзальный комплекс в Грозном, будет завершена в 2025 году. Также в следующем году заработают терминалы в аэропортах Оренбурга, Благовещенска, Минеральных Вод, Хабаровска и других, в 2026-м — в Магнитогорске, Чите, Калининграде, Челябинске.

Ранее сообщалось о планах по реконструкции в 2025 – 2030 годах пяти аэропортов в Ростовской области — Волгодонске, Вешенской, Белой Калитве, Ремонтном и Сальске — для возрождения региональных авиаперевозок. До 2030 года будут приведены в порядок и аэропорты в новых регионах: здесь требуют восстановления воздушные гавани Луганска, Мариуполя, Донецка, Мелитополя.

Кроме того, в скором времени аэропортовую инфраструктуру России пополнят объекты калининградского Храброво и Камчатки, новые аэровокзальные комплексы в Улан-Удэ (он будет похож на буддийскую пагоду) и на Колыме (здесь строительство ведется в условиях вечной мерзлоты), терминалы внутренних и международных авиалиний общей мощностью до 600 пассажиров в час в Благовещенске.

К слову, только на Дальнем Востоке, для которого в ноябре прошлого года Владимир Путин поручил разработать и утвердить комплексный план развития воздушных внутрирегиональных перевозок, за счет обновления аэропортовой инфраструктуры пассажиропоток будет доведен до 4 млн человек к 2030 году.

После внесения в 2023 году в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации России аэропорта Усть-Илимска власти задумались над развитием его инфраструктуры. В план реконструкции на 2025 – 2030 годы могут быть включены также аэропорты в Киренске, Усть-Куте и Ербогачене.

Реализуемые проекты реконструкции и строительства аэропортовой инфраструктуры направлены на повышение доступности услуг воздушных гаваней, качества обслуживания и комфорта пассажиров и требуют миллиардных вложений.

Фонд, бюджет, инвесторы

Инвестированием в аэропортовую инфраструктуру в России с разными темпами активности занимаются много лет как федеральные власти, так и частные компании из числа владельцев аэродромов.

Как сообщал в начале прошлого года президент РФ Владимир Путин, за последние 20 лет в стране было модернизировано 84 аэродрома и построено восемь новых региональных и узловых аэропортов. Неплохой результат для отрасли. Но все еще недостаточный для построения совершенно новой, более качественной и эффективной инфраструктуры, которая могла бы связать регионы — в том числе самые отдаленные — как между собой, так и с большой землей.

В январе текущего года на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства тогда еще министр транспорта Виталий Савельев информировал, что к 2030 году в стране будет работать 241 аэродром, из которых 228 — действующие, и из них 111 подлежат реконструкции и капитальному ремонту — эти работы, по словам министра, требуют привлечения 383 млрд рублей. А механизмы финансирования с учетом бюджета и внебюджетных источников должны быть утверждены в 2024 году. В конце февраля Путин заявлял о необходимости за шесть лет обновить не менее 75 аэропортов — это больше трети аэропортовой сети страны, затратив на эти проекты не менее 250 млрд рублей бюджетного финансирования.

Согласно обновленному паспорту Федерального проекта «Развитие региональных аэропортов», реализуемого с октября 2018 до конца 2024 года, за указанный период количество введенных в эксплуатацию взлетно-посадочных полос должно увеличиться с 2 до 32, вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры — с 7 до 20 по состоянию на 2022 год за счет их реконструкции и строительства. Доля закупок отечественного производства от общего объема закупок за шесть лет должна возрасти с 41% до 65%. Данные паспорта указывают на то, что на реконструкцию объектов в аэропортовых комплексах, находящихся в собственности Российской Федерации, в течение всего срока реализации проекта будет направлено в общей сложности 191,6 млрд рублей. Суммы на эти цели росли кратно от года в год, обеспечивая финансирование все большего количества региональных проектов: согласно документу, если в 2019 году объем средств был на уровне 14,7 млрд рублей, в 2020-м — 25,7 млрд рублей, в 2021-м — свыше 26,6 млрд рублей, то на 2022-й пришлась наибольшая сумма затраченных денег — 57,6 млрд рублей, тогда как в прошлом и текущем годах финансирование было уменьшено до 35,3 млрд рублей и 31,7 млрд рублей соответственно. Всего из федерального бюджета на реконструкцию этих объектов будет направлено 158,2 млрд рублей: ежегодно выделяемые суммы увеличивались с 9,5 млрд рублей в 2019 году до 35,3 млрд рублей в 2023-м и 31,7 млрд рублей в 2024-м, а в 2022-м был направлен самый крупный транш — 49,3 млрд рублей. На внебюджетные источники здесь пришлись 33,4 млрд рублей: деньги выделялись в период с 2019 по 2022 год, а суммы варьировались в пределах 5,2 – 10,9 млрд рублей ежегодно. Реконструкция объектов в аэропортовых комплексах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, оценена почти в 15,4 млрд рублей, в том числе в 2019 году на эти цели было выделено около 1,5 млрд рублей, в 2020-м — более 3,5 млрд рублей, в 2021-м — свыше 1 млрд рублей, в 2022-м — 2,9 млрд рублей, в 2023-м — 3 млрд рублей, а на 2024-й паспортом предусмотрена сумма 3,5 млрд рублей. Очевидно, что основную часть необходимых для реализации проекта денег — а это 14,6 млрд рублей для всего срока — также предполагается направить из федерального бюджета. Причем, судя по документу, объем выделяемых на эти цели федеральных средств вырос с 1,3 млрд рублей в 2019-м до 3,4 млрд рублей в 2024 году.

Как писал в ноябре прошлого года «Интерфакс», проект госбюджета на ближайшую трехлетку предполагал сокращение финансирования федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» в 2024 году на 22%, до 27,4 млрд рублей, относительно объема, заложенного прежде, и невыделение средств из федерального проекта в 2025 и 2026 годах. И тогда же глава Росавиации Дмитрий Ядров попросил премьер-министра РФ Михаила Мишустина рассмотреть возможность продления до 2030 года госфинансирование реконструкции ВПП в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Обсуждая в начале года варианты финансирования программы строительства и реконструкции аэропортов, глава Минтранса России Виталий Савельев предложил часть требуемых денег привлечь за счет механизма государственно-частного партнерства — именно так, по его словам, были модернизированы аэропорты Шереметьево, Новый Уренгой и Благовещенск. В качестве другого варианта было предложено ремонтировать аэродромы за счет дополнительного сбора с пассажиров. Средства могли бы аккумулироваться в специальном фонде, аналогичном дорожному. Как ранее подсчитал глава сибирского кластера «Новапорт», гендиректор новосибирского аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич, ежегодно его могли бы пополнять 20 млрд рублей госбюджетных денег и 30 млрд рублей целевых сборов из расчета допоплаты пассажиром 300 рублей за один авиабилет при совокупном пассажиропотоке авиакомпаний в 100 млн человек в год. По его мнению, этих средств вполне хватило бы на ежегодную реконструкцию аэродромов при их среднем сроке эксплуатации в 20 лет. Впрочем, такое «тарифное последствие» как раз может помешать финансированию, считает Евгений Чудновский, гендиректор УК «Аэропортов регионов» — компании, которая управляет 10 аэропортами в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ростове-на-Дону, Новом Уренгое, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Оренбурге и Тобольске.

«Нам нужно очень аккуратно подойти к тому, насколько вырастут тарифы аэропортов, если мы будем активно внедрять ГЧП. Для этого сейчас Минтрансом прорабатывается система с капитальными грантами, когда в какой-то пропорции частный инвестор будет получать капгрант из бюджета, и мы сможем оперативнее и дешевле строить. Но мы должны вместе с министерством отрегулировать чувствительность авиакомпаний к росту тарифа: сколько сможет авиакомпания взять на себя, а точнее — сколько потребитель готов за это заплатить», — говорил он ранее.

У Торгово-промышленной палаты России (ТПП) имеется собственное предложение касательно финансирования проектов строительства и модернизации региональных аэропортов.

«Самый прямой и оперативный первоначальный вариант наполнения финансовыми ресурсами фонда строительства и реконструкции аэропортов и аэродромов — использование части средств Фонда национального благосостояния и золотовалютных резервов Банка России и целевая эмиссия специальных облигаций правительства РФ. В процессе дальнейшего функционирования фонда для пополнения его ресурсов можно будет использовать и различные цифровые финансовые инструменты, в том числе целевую эмиссию цифрового рубля», — сказал председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

Но он также согласен с тезисом, что «опыт реконструкции некоторых аэропортов в России убедительно свидетельствует, что активное участие частного капитала в партнерстве с государством в строительстве и реконструкции аэропортов и аэродромов дает значительный положительный эффект».

«Подготовленный сейчас правительством РФ проект изменений в федеральный закон о государственно-частном партнерстве, предусматривающий широкое применение механизма ГЧП в инвестиционных проектах реконструкции крупных промышленных и инфраструктурных объектов, будет отличной законодательной основой эффективного использования формата ГЧП при строительстве и реконструкции аэропортов и аэродромов. Планируемый к созданию соответствующий фонд будет обеспечивать значительное реальное участие государства в данных проектах», — отметил Владимир Гамза.

Пока механизмы финансирования развития и модернизации аэродромной инфраструктуры прорабатываются, некоторые частные инвесторы, не дожидаясь соответствующих решений, вкладывают в развитие аэропортовой инфраструктуры собственные деньги.

Так, в начале года стало известно о планах УК «Аэропорты регионов» по строительству нового аэропорта под Омском (проект «Омск-Федоровка» стоимостью 42 млрд рублей предполагается реализовать на концессионной основе) и сооружению нового авиаузла в Карачаево-Черкесии с инвестициями 25 млрд рублей; о намерении «Новапорта» инвестировать в открытие новых терминалов в 13 аэропортах в 2024 – 2026 годах; а также о вводе в эксплуатацию в 2025 году компанией «АБС Благовещенск» нового аэровокзала и грузового терминала стоимостью более 13 млрд рублей в Благовещенске.

Ожидается, что федеральный проект по развитию аэродромов в период 2025 – 2030 годов будет сформирован до 1 июня 2024 года. При выполнении графиков работ и обеспечении своевременного финансирования скоро регионы России объединит целая сеть современных, отвечающих всем требованиям безопасности воздушных порталов..

 

Автор: Елена Бутырина
Фото: Александр Ощепков