Арктика ждет. Как будут осваиваться богатства северных широт

В ближайшие несколько десятилетий Россия будет активно наращивать свое присутствие в Арктике. В ней планируется реализовать большое число проектов с суммарным объемом инвестиций в несколько триллионов рублей. Однако осваивать северные широты будет непросто. Подробности — в материале «ФедералПресс».

Ресурсы и возможности

Природные ресурсы Арктики просто колоссальны. В ней сосредоточены 60 % российских запасов нефти и столько же природного газа, 40 % золота, 50 % платины, 90 % марганца, 80–90 % хрома, 100 % алмазов.

В российской части Арктики добываются практически все алмазы и апатиты, 50 % меди, 100 % никеля, кобальта и платины, 60 % нефти. Стоимость же неразработанных запасов минерального сырья в ее недрах превышает 30 трлн долларов. Вместе с тем степень разведанности многих месторождений остается крайне низкой, более того, на карте Арктики до сих пор есть немало белых пятен. И крайне невелик уровень эксплуатации минерально-сырьевой базы региона, который не соответствует ни возможностям Арктики, ни задачам экономического развития России: на ее долю приходится лишь 10 % доходов и 20 % экспорта нашей страны.

Освоение Арктики не может быть реализовано одномоментно, это — долгий и сложный процесс. И есть целый комплекс инфраструктурных и логистических задач, решение которых может его существенно ускорить. Cреди них — специфика экономики и промышленности Арктики, имеющих очаговый характер вследствие удаленности ее индустриальных центров от ключевых железнодорожных и автомобильных магистралей.

Здесь огромные надежды возлага­ются на Северный морской путь, пролегающий по Северному Ледовитому и отчасти Тихому океану и значительно укорачивающий доставку грузов с запада на восток. Его протяженность составляет 5,6 тыс. километров, тогда как путь из Санкт-Петербурга во Владивосток по традиционному маршруту (через Суэцкий канал и Индийский океан) — свыше 23 тыс. километров.

Северный морской путь используется далеко не полностью. В 2017 году по нему перевезли почти 10,7 млн тонн, в 2018-м — 18 млн тонн. «Сегодня на повестке дня стоит задача довести грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2024 году», — отметил Сергей Хрущев, директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Министерства природных ресурсов и экологии России на IV Международной конференции «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов».

Хорошо забытое старое

Впрочем, задействованием исключительно Северного морского пути освоение Арктики не может ограничиться. Нужно не просто поддерживать в нормальном состоянии действующие морские и речные порты, немногочисленные дороги, надо активно создавать новые, обеспечив тем самым доставку необходимых строительных материалов и оборудования, снабжение местных жителей и вывоз добытых полезных ископаемых. Следует учесть, что в чрезвычайно экстремальных климатических условиях Арктики прокладка автомобильной или железной дороги обойдется в разы дороже, нежели в центральной части России.

Серьезным подспорьем могут стать дирижабли, широко эксплуатировавшиеся в 1920–1930-х годах, затем вышедшие из моды. «Я недавно был в Долгопрудненском конструкторском бюро автоматики, они готовы делать дирижабли. У него есть технологии, станки, заготовлены необходимые материалы, но нужна поддержка государства для того, чтобы начать производство этих летательных аппаратов прежде всего для Арктики», — рассказал Андрей Федотов, первый заместитель председателя правительства Якутии.

По его словам, Якутия может стать своего рода полигоном для испытаний дирижаблей, сулящих немалые выгоды: при доставке грузов в удаленные северные районы можно будет получить экономию дорогостоящего топлива в объеме примерно 30 %.

Они же могут помочь сберечь хрупкую природу Русского Севера, ведь следы, оставляемые вездеходами в тундре, остаются неизменными на протяжении десятилетий. Дирижабль же может швартоваться в воздухе, и ему стоянка на земле особо не нужна.

Кстати, в Арктике можно заниматься и туризмом, он будет рентабельным. Недаром компания «ВодоходЪ» намерена организовывать туры для иностранцев и заказала несколько судов в Финляндии. «В нынешнем году закладывается Жатайская верфь, где могут строиться такие теплоходы», — подчеркнул Андрей Федотов.

Богатство под ногами

В Арктике полно парадоксов. «Мы развиваем СПГ-проекты, только до сих пор в Арктику завозится уголь», — заявил Сергей Хрущев. Действительно, и котельные городов и поселков, и автомобили и вездеходы можно в принципе перевести на использование газа.

Между тем добыча углеводородного сырья в Арктике идет по нарастающей. В минувшем году в ней было добыто 25 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Существующие же запасы и прогнозные ресурсы позволяют поднять ее в разы за счет разворачивания масштабных работ на дне Северного Ледовитого океана. Уже проведенные исследования выявили множество проявлений.

«На нем через каждые 20 км мы видим газовые залежи. Они небольшие по размеру, и их роль скорее негативная, чем позитивная», — сообщил Василий Богоявленский, заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН.

Дело заключается в том, что с подобными образованиями связаны внезапные выбросы газов, могущих потопить корабль или вызвать пожар на плавучей буровой платформе.

Еще в Арктике выявлены скопления газогидратов — перспективные и пока не разрабатываемые источники природного газа, которые могут составить конкуренцию традиционным углеводородам в силу широкого распространения, неглубокого залегания и наличия колоссальных ресурсов. У них есть лишь один недостаток — они могут легко взорваться и нет технологий для их безопасной добычи. Тем не менее, за ними — будущее глобальной энергетики.

Поэтому надо не просто разведывать и разрабатывать природные богатства в Арктике, следует их изучать со всех сторон. Тогда они и принесут максимальную пользу нашей стране.

Виктор Бодров