ФедералПресс №40

Креативное разрушение как основа для нового

Немного перефразировав известную поговорку, экономисты бы сказали: «Все новое всегда строится на хорошо разрушенном старом». И причины постоянных изменений в современной экономике, которые мы сейчас наблюдаем, на самом деле давно уже объяснил известный австро-американский экономист и социолог Йозеф Шумпетер, придумавший термин «креативное разрушение». Любая инновация, которая движет экономику, — это всегда креативность и всегда разрушение старой системы изнутри.

Мировой креативный сектор растет даже во время кризисов. Особенно это стало очевидным в пандемический год, когда на фоне карантина акции нефтяных компаний падали, а стриминговые сервисы и IT-сектор взлетели на 63% в 50 странах мира. Теперь эксперты более уверенно заявляют, что в будущем традиционную сырьевую модель может заменить именно креативная. Уже сейчас самые дорогие компании мира — не сырьевые, не машиностроительные, а такие как Amazon и Facebook, то есть представляющие креативные индустрии. В одном из материалов этого номера, кстати, наши журналисты выясняли, как так выходит, что теперь цифровое искусство все чаще идет с молотка за баснословные деньги, а фундаментальные работы ценятся все меньше.

В целом в этом выпуске мы разбираемся, почему креативные индустрии сегодня особенно важны, как развивается этот сектор в России и отчего наша страна, исторически имея высокий творческий и идейный потенциал, по-прежнему потребляет иностранные креатитвные товары и услуги больше, чем экспортирует собственные. 

Также вы найдете в этом выпуске большой аналитический материал про «Роскосмос» и его перманентные проблемы. Поскольку тема перехода к новому почти всегда неизбежно связана с молодыми кадрами, мы решили опубликовать в этом номере интервью с самым молодым руководителем региона России, губернатором Калининградской области Александром Алихановым. Также отличным дополнением к главной теме в этом номере стали несколько материалов про внутренний туризм в России. Специально к летнему сезону мы сделали объемный блок про места, где в России можно отлично отдохнуть. 

Ну а поскольку каждый наш номер всегда зеркалит реальность (за это нас и любят), в этом номере по пропорциям тем материалов стало еще более очевидным, что сегодняшний день — абсолютное противостояние нового и старого, фундаментального и инновационного, привычного и смелого, проверенного и рискованного.

Редактор журнала «ФедералПресс»
Надежда Плотникова

Материалы журнала: